Государственная лицензия АБ № 13014226 от 11.09.2013г.
без ограничения срока действия
KK RU EN

Из нашего колледжа выходят самостоятельные, здоровые, востребованные личности, настоящие граждане и просто хорошие люди!

27-08-2020, 08:24 • просмотров - 87
ГРАФИК ВЫДАЧИ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ ПЕРВОГО КУРСА
подробнее
29-06-2020, 10:03 • просмотров - 252
ЗАЧИСЛЕНИЕ ПО СУММАРНОМУ БАЛЛУ ОЦЕНОК ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ И ПРОФИЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
подробнее
Архив >>
Тезисы методического доклада на тему «Использование художественной литературы в преподавании истории Казахстана»
08-04-2013 08:32
Тезисы методического доклада на тему «Использование художественной литературы в преподавании истории Казахстана»

Подготовила преподаватель  истории Фефелова И.В.

 Когда-то знаменитый французский писатель О. Бальзак сказал: «Идея, воплощенная в персонажи, доступнее для разумения». И действительно, художественная литература служит важным источником для ознакомления с историческим прошлым, а также эффективным средством нравственного воспитания.

Художественная литература помогает изучать историю средствами образного отражения действительности. Отрывки из произведений художественной литературы помогают созданию образов исторических событий. Так при характеристике Великого Шёлкового пути и его роли в экономике тюркского периода  я использую отрывок из произведения Юсуфа Баласагуна «Кутадгу Билиг»:

«Ещё один род людей составляют ремесленники,

Которые создают руками искусство,

Все они необходимые для тебя люди.

О, великие кузнец, ткач, сапожник!

Много имеется различных ремесленников,

Я не могу их всех перечислить,

От них идут все работы мира»

 

Я задаю студентам вопрос: «Почему тюркский поэт Юсуф Баласагуни, современник изучаемого нами периода, с таким уважением относится к ремесленникам?»

При изучении темы «Восстание 1916 года в Казахстане» широко использую произведение С. Муканова «Ботагоз»: в рассказе о тяжёлом положении казахов в годы Первой мировой войны, в реакции казахов на указ от 25 июня 1916 года о мобилизации на тыловые работы, в характеристике позиции интеллигенции по вопросам восстания, о причинах поражения восстания. Причём, здесь можно использовать два варианта работы с художественной литературой: в более «слабых» группах я использую отрывки при изложении  нового материала для создания более ярких ассоциаций, в «сильных» группах - студенты получают опережающее задание и по предложенным вопросам готовят информацию.

Очень помогает использование художественной литературы  для характеристики исторических персонажей. Так, при создании образов казахских ханов Жанибека, Керея, Бурундука, Касыма, Аблая я использую произведение Ильяса Есенберлина «Кочевники». Например, характеристика данная Бурундуку позволяет сразу представить этого хана: «На ствол могучего дуба был похож Бурундук. Чугунными казались его огромные руки. Ни один конь не выдерживал Бурундука и поэтому он ездил верхом на белом верблюде».

 Интересно, основываясь на художественном произведении, а также мемуарной и публицистической литературе, делать сравнительный анализ исторических событий. Например, при изучении темы «Зарождение капитализма в Казахстане в середине 19 века» студенты проводят сравнительный анализ личности одного из первых промышленников Казахстана - Никона Ушакова. При выполнении этой работы использую произведение Г. Мусрепова «Пробужденный край».

Отрывки из художественных произведений используются также во время проведения занятий методом критического мышления. Для работы по этому методу готовится текст, который содержит информацию из исторических источников,  справочников, мемуарной, публицистической и художественной литературы. Причём, информация из художественной литературы может противоречить исторической действительности. Работая с текстом, студенты заполняют таблицу и отвечают на следующие вопросы:

- подтверждение идей, которые вы знаете;

- противоречие тому, что вы знаете;

- интересная информация;

- что непонятно по тексту или вы хотите знать больше.

Таким образом, использование художественных произведений при изучении истории помогает восприятию исторических событий, делает уроки истории ярче и интереснее, позволяет проводить анализ событий, сравнивать разные точки зрения по тому или иному вопросу, развивать образное мышление. 

Пока еще нет комментариев