Государственная лицензия АБ № 13014226 от 11.09.2013г.
без ограничения срока действия
KK RU EN

Из нашего колледжа выходят самостоятельные, здоровые, востребованные личности, настоящие граждане и просто хорошие люди!

23-01-2023, 10:18 • просмотров - 59
День открытых дверей в Карагандинском университете КАЗПОТРЕБСОЮЗА
подробнее
09-09-2022, 03:59 • просмотров - 238
ВНИМАНИЕ СТУДЕНТЫ!!!
подробнее
Архив >>
Современные образовательные технологии
15-10-2019 17:14

По материалам Международного педагогического портала eGlobal, автор статьи  Молдабаева Меруерт Набиевна

 

Особенности использования методики CLIL на уроках специальных дисциплин

 

В условиях активной интеграции Казахстана в мировое экономическое, образовательное и информационное сообщество все более возникает потребность общества в подготовке высококвалифицированных специалистов. Очевидным является то, что знание иностранного языка существенно повышает конкурентоспособность специалиста на рынке труда и тем самым способствует международной мобильности.

Государственный образовательный стандарт технического и профессионального образования требует учета профессиональной специфики при изучении иностранного языка, его нацеленности на реализацию задач будущей профессиональной деятельности выпускников.

В последнее время заметно возрастает роль английского языка в процессе интеграции казахстанских образовательных и научных организаций в мировое сообщество. В связи с этим возникает необходимость использования современных форм и методов обучения иностранному языку, которые обеспечивают максимально эффективную реализацию программы подготовки, в том числе ученых-исследователей.

Ставится задача не только овладения навыками общения на иностранном языке, но и приобретения специальных знаний по выбранной специальности. Успеху в решении поставленной выше задачи во многом способствует применение инновационных педагогических методов и технологий. Одной из таких технологий и является технология CLIL (Content and Language Integrated Learning – CLIL), которая способна оказать влияние на формирование необходимых компетенций у студентов технических, гуманитарных и других направлений в колледжах.

Технология CLIL для современного языкового образования Казахстана представляется в определенной степени инновационной. Поэтому актуальность ее изучения и применения не подлежит сомнению. Это подтверждается результатами исследования рабочих учебных планов и социологического опроса студентов ряда колледжей Казахстана.

Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) представляет собой сравнительно новую методику обучения, которую можно рассматривать как уникальный способ обучения студентов профильным предметам через иностранный язык (teaching content through foreign language), а также обучение иностранному языку через сам предмет (teaching foreign language through content). Данная методика вызывает большой интерес у преподавателей иностранных языков, а также у целого ряда педагогов, владеющих иностранным языком и преподающих свой профильный предмет в колледже.

Целью такого обучения является одновременное изучение учебной дисциплины и иностранного языка, т.е. язык рассматривается не в качестве объекта изучения, а в качестве инструмента для познания других предметов. Таким образом, обучение на родном и иностранном языках составляет одно целое. Преподавание происходит на двух языках так, что в учебных ситуациях используется язык, подходящий к ситуации и цели обучения. По методу CLIL иностранный язык может использоваться на всех уроках по всем учебным предметам, кроме родного языка, то есть язык становится не объектом обучения, а его средством. Технология CLIL преследует две цели, а именно – изучение предмета посредством иностранного языка, и иностранного языка через преподаваемый предмет.

Безусловно, такое изучение не может полностью заменить изучение соответствующего предмета на родном языке, однако оно может существенно его дополнить. Поэтому учебный материал по предмету должен быть подобран на уровне сложности чуть ниже актуального уровня знаний студентов на этом предмете на родном языке. Выбор учебных материалов будет зависеть от структуры и специфики предмета. При этом задания по обработке текста должны быть построены с акцентом на предметное содержание, вовлекая студентов в процесс понимания, обсуждения главной мысли текста и проверки.

Использование технологии CLIL позволяет сделать изучение языка более целенаправленным, так как язык используется для решения конкретных коммуникативных задач. Студент пропускает через себя достаточно большой объем языкового материала, что представляет собой полноценное погружение в естественную языковую среду. Необходимо также отметить то, что работа над различными темами позволяет выучить специфические термины, определенные языковые конструкции, что способствует пополнению словарного запаса студента предметной терминологией и подготавливает его к дальнейшему изучению и применению полученных знаний и умений.

Однако при огромном количестве положительных сторон, при внедрении данной методики в учебный процесс могут возникнуть некоторые проблемы. Одной из таких проблем является отсутствие у преподавателей иностранного языка достаточных знаний по тому или иному предмету, так как в силу своего лингвистического или педагогического образования они не владеют специальной профессиональной лексикой. Другая проблема заключается в том, что преподаватель-предметник либо вообще не владеет языком, либо знает его на недостаточно хорошем уровне.

Несмотря на некоторые сложности внедрения технологии CLIL, она позволяет решать значительно расширенный круг образовательных задач. Для формирования коммуникативной компетенции студентов неязыковых специальностей важно предоставить им возможность мыслить на иностранном языке, решать какие-либо проблемы, порождающие мысль на иностранном языке, который выступает в своей прямой функции формирования и формулирования этих мыслей. При этом обязательным условием коммуникации является использование научных терминов по их специальности.

В данной статье, мне, как преподавателю специальных дисциплин, хотелось бы рассмотреть данную методику обучения. Метод CLIL считается одним из самых успешных, так как он позволяет совмещать изучение
сразу двух и более предметов, одним из которых является
английский язык. Отправной точкой для восприятия методики является признание того факта, что каждый студент является
разумной и образованной личностью, но продемонстрировать свой интеллект он может только на родном языке. Попадая в ситуации общения на иностранном языке, студенты оказываются неспособны показать свои знания в областях специальных знаний – строительство, педагогика, медицина, электроника и т. д. Без знаний иностранного языка для этих специальностей они не имеют возможности общения в профессиональном контексте. Кроме
того, студенты могут быть ограничены в доступе к информационным ресурсам по нужным им специальностям и не иметь возможности для эффективного
профессионального роста.

Универсальность преподавателя — вот основа CLIL метода.
Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а преподаватель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. Сегодняшний активный студент — завтрашний активный член общества. Творческое мышление следует развивать всесторонним анализом проблем; познавательные задачи следует решать несколькими способами, чаще практиковать творческие задачи. Необходимо чаще показывать студентам перспективы обучения. Использовать схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний. В процессе обучения обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого студента, объединять в дифференцированные подгруппы студентов с одинаковым уровнем знаний. Изучать и учитывать жизненный опыт студентов, их интересы, особенности развития. Объяснять студентам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных
планов.

Литература

1. Клец Т.Е. К вопросу об использовании предметно-языкового интегрированного обучения CLIL в системе иноязычной подготовки студентов // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. 2015. № 30. С. S3-S9.

2. Бибикова Э.В. Особенности профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе. – III Международная научно-практическая конференция «О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики», г. Красноярск, 2016. – С. 96-100.

3.   Coyle, D. CLIL Content and Language Integrated Learning / D. Coyle, Ph. Hood, D. Marsh. – CUP. –2010.

4.   Бурдакова, О. Н. Методика интегрированного обучения предмету и языку в учебном процессе Нарвского колледжа ТУ [Электронный ресурс] / О. Н. Бурдакова, А. А. Джалалова, Н. П. Рауд. – 2011.– 66 с.

Технология кейс-стади (Case study)

 Суть кейс-метода (Case study) в том, что студентам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.

Кейс – это:

1.     Кейс- это описание реальной ситуации.

2.     Кейс- это "кусочек" реальной жизни (в английской терминологии TRUE LIFE).

3.     Кейс- это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, "сподвигнуть" студентов к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения.

4.     Кейс- это "моментальный снимок реальности", "фотография действительности".

5.     Кейс- не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию (по Смоляниновой О.Г.).

Особенностью кейс метода обучения является его образовательная открытость с одной стороны, а с другой, замкнутость и жесткость в результативности обучения.

Грамотно изготовленный кейс провоцирует дискуссию, привязывая студентов к реальным фактам, позволяет промоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придется столкнуться на практике.

Материалы для создания кейса

1.     Проблемные реальные ситуации

2.     Интересные исторические факты

3.     Литературные источники

Виды представления CASE

1.     Печатный CASE

2.     Мультимедиа CASE

3.     Видео CASE

Объем CASE может быть различным - от нескольких предложений на одной странице ("западно-европейские" кейсы) до множества страниц ("американские" кейсы).

Однако следует помнить, что большие кейсы вызывают некоторые затруднения у студентов по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.

Кейс метод обучение предполагает не только наличие банка кейсов, но и методические рекомендации по их использованию, вопросы для обсуждения, задания студентам, дидактические и информационные материалы.

Некоторые специалисты выделяют пять ключевых критериев, по которым можно отличить кейс от другого учебного материала:

1. Источник

Источником создания любого кейса являются люди, которые вовлечены в определенную ситуацию, требующую решения.

2. Процесс отбора

Не существует единых подходов к содержанию данных, но они должны быть реальными для сферы, которую описывает кейс, иначе он потеряет интерес, так как будет казаться нереальным.

3. Содержание

Содержание кейса должно отражать учебные цели. Кейс может быть коротким или длинным, может излагаться конкретно или обобщенно. Что касается цифрового материала, то его должно быть достаточно для выполнения необходимых расчетов.

4. Проверка в группе

Проверка в группе - это апробация нового кейса непосредственно в учебном процессе или оценка реакции новой аудитории на кейс, который раньше рассматривался, но для других групп студентов. Изучение реакции на кейс необходимо для получения максимального учебного результата.

5. Процесс устаревания

Большинство кейсов постепенно устаревают, поскольку новая ситуация требует новых подходов. Кейсы, основанные на истории, хорошо слушаются, но работа с ними происходит неактивно, поскольку "это было уже давно".

Проблемы, рассмотренные в кейсе должны быть актуальны для сегодняшнего дня.

В профессиональном обучении кейсы могут использоваться на разных стадиях обучения:

1.     в процессе обучения;

2.     в процессе контроля.

Сценарий организации занятий:

1. Подготовительный этап.

Педагог подготавливает ситуацию, дополнительные информационные материалы, определяет место урока  в системе предмета,  задачи урока

2. Ознакомительный этап.

На данном этапе происходит вовлечение студентов в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации.

1.     Введение в ситуацию.

2.     Описание ситуации.

3.     Информационный материал.

4.     Глоссарий.

3. Основной (аналитический) этап.

1.     Вступительное слово преподавателя;

2.     Распределение студентов по группам (4-5 человек в каждой);

3.     Организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков.

4.     Первый раунд дискуссии - обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений.

5.     Второй раунд дискуссии - представление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.

4. Итоговый этап.

1.     Заключительная презентация результатов аналитической работы (студеныв могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы);

2.     Обобщающее выступление преподавателя –  анализ ситуации;

3.     Оценивание студентов.

 

Варианты кейсов, предложенных на учебном занятии дисциплины «Физическая и коллоидная химия» по теме «Диффузия и осмос. Свойства разбавленных растворов» преподавателем Завьяловой Н.Г.


Кейс №1.

Кулинарная обработка, особенно тепловая, вызывает в продуктах глубокие физико-химические изменения. Эти изменения могут приводить к потерям питательных веществ, существенно влиять на усвояемость и пищевую ценность продуктов, изменять их цвет, приводить к образованию новых вкусовых и ароматических веществ. Без знания сущности происходящих процессов нельзя сознательно подходить к выбору режимов технологической обработки, обеспечивать высокое качество готовых блюд, уменьшать потери питательных веществ.

При промывании, замачивании, варке и припускании продукты соприкасаются с водой и из них могут извлекаться растворимые вещества. Процесс этот называется диффузией

Задания.

1. Как вы думаете, какие факторы нужно учитывать при выборе режима технологической обработки, для того чтобы уменьшить скорость диффузии?

2. В какую воду – горячую или холодную - следует опускать мясо, для того, чтобы получить наваристый бульон?

3. Почему некоторые виды грибов перед жаркой отваривают в большом количестве воды?


Кейс №2.

В Японии объединенными силами Национального института здоровья и Префектурного университета Сидзуоки было проведено исследование. Ученые выяснили, что естественные органические вещества вступают в реакцию с хлорированной водой из-под крана, образуя опасные соединения, которые могут служить причиной рака. Такие соединения называются МХ, то есть “Мутаген икс” или “Неизвестный мутаген”.


Задания:

1. Предложите способы уменьшения ядовитого влияния хлора в питьевой воде на организм человека.

2. Исходя из своей жизненной практики, приблизительно рассчитайте, сколько хлорированной воды вы используете в течение дня и для каких целей?

3. Какие органы человека больше всего страдают от воздействия хлора?

4. Как влияет хлорированная вода на человека при купании?


Кейс №3.

Применение диффузии и осмоса в медицине. Аппарат «искусственная почка»

Боле 30 лет назад немецкий врач Вильям Кольф разработал  аппарат «искусственная почка». С тех пор он применяется: для неотложной хронической помощи при острой интоксикации; для подготовки больных с хронической почечной недостаточностью к трансплантации почек; для длительного (10-15 лет) жизнеобеспечения больных с хроническим заболеванием почек.

Аппарат представляет собой гемодиализатор, в котором кровь соприкасается через полупроницаемую мембрану с солевым раствором.

Задания:

1. На чём основан принцип действия гемодиализатора?

2. При гемодиализе происходит снижение уровня железа в крови. Какие продукты, богатые железом, вы бы рекомендовали для употребления в пищу?

3. Процесс гемодиализа чаще всего сопровождается повышением артериального давления – гипертонией. Какие продукты следует исключить из рациона больного при лечении?


Кейс № 4.

Кессонная болезнь

Известно, что на глубине под водой водолаз дышит воздухом при повышенном давлении и кровь насыщается газами воздуха, особенно азотом. В результате резкого снижения давления при возвращении на поверхность воды азот выделяется из крови в виде пузырьков, которые могут попасть в кровеносный сосуд небольшого диаметра. В этом случае может наступить полная закупорка сосуда. Явление это называется газовой эмболией. Закупорка сосуда в жизненно важных органах может иметь серьёзные последствия для организма.

Задания:

1. Предложите безопасный способ подъёма водолаза на поверхность.

2. Какие специальности составляют «группу риска» данного профессионального заболевания?

3. Как вы думаете, какие факторы риска дополнительно могут спровоцировать данное заболевание?


Кейс №5.

Самые вкусные солёные помидоры консервирует бабушка Саши Ирина Викторовна.

- Бабушка, а почему твои помидоры такие вкусные? – спросил Саша.

- Да я в них не только соль, но и сахар, и петрушку, и укроп, и лаврушку, и смородиновый лист кладу, - ответила бабушка.

- Как же всё это внутрь помидоров попадает?- удивился Саша.

- Так я всё это в рассол кладу, а внутрь помидоров всё само попадает.

Задания:

1.Что может быть использовано в качестве консерванта при засолке овощей?

2.Какое физическое явление помогает консервировать овощи?

3. Почему лучше помидоры заливать горячим рассолом?


Кейс №6.

Два студента оперируют лягушку. Они всё время смачивают обнажённые внутренние органы лягушки солевым раствором и, тем не менее, через некоторое время эти органы начинают сморщиваться и лягушка погибает. Заглянув в учебник, студенты обнаруживают, что концентрация солевого раствора взята неверно: вместо нужных 0,9% она составила 9%.

Задания:

1. Какой процесс имел место?

2. Что происходило с клетками под действием раствора соли?

3. Может ли происходить осмос в мёртвой клетке?

Ссылка на источник:

http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2014/04/10/chto-takoe-keys-tekhnologiya

Метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно

Метод шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно.

Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами.

Суть метода шести шляп

В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. При параллельном мышлении (конструктивном по сути) разные подходы, мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются и не сталкиваются лбами.

Шесть шляп мышления, в процессе решения практических задач, помогают справиться с тремя  главными сложностями:

Эмоциями. Вместо того чтобы думать над решением, мы часто ограничиваемся эмоциональной реакцией, предопределяющей наши дальнейшие действия.

Растерянностью. Не зная, что делать и с чего начать мы испытываем неуверенность (особенно это проявляется либо в моменты, когда перед нами встает сложная многоуровневая задача, либо когда мы с чем-то сталкиваемся впервые).

Путаницей. Когда, мы пытаемся удержать в голове большой массив информации, связанный с задачей, стараемся быть логичными, последовательными и креативно мыслящими, быть конструктивными, да еще и следим за тем чтобы окружающие нас люди (собеседники, коллеги, партнеры) были такими, обычно все это не приводит не к чему, кроме смятения и путаницы.

Шесть думающих шляп

Белая шляпа мышления– это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры. Также помимо тех данных, которыми мы располагаем, «надевая белую шляпу», важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной информации, и подумать о том, где ее раздобыть.

Красная шляпа– шляпа эмоций, чувств и интуиции. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении. Здесь также важно быть честным, как с самим собой, так и с окружающими (если идет открытое обсуждение).

Желтая шляпапозитивная. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.

Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации (идеи, решения и т.д.): проявите осторожность, обратите взгляд на возможные риски и тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, включите режим поиска подводных камней и побудьте немного пессимистом.

Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. Рассматривайте всевозможные вариации, генерируйте новые идеи, модифицируйте уже существующие и присматривайтесь к чужим наработкам, не брезгуйте нестандартными и провокационными подходами, ищите любую альтернативу.

Синяя шляпа– шестая шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для управления процессом реализации идеи и работы над решением задач, а не для оценки предложения и проработки его содержания. В частности, использование синей шляпы перед примеркой всех остальных это определения того, что предстоит сделать, т.е. формулирование целей, а в конце – подведение итогов и обсуждение пользы и эффективности метода 6 шляп.

Кем и когда применяется метод 6 шляп мышления

Использование шести шляп мышления резонно при любой умственной работе, в любых областях и на самых различных уровнях. При работе в группе метод 6 шляп мышления можно рассматривать как разновидность метода мозгового штурма, также его можно использовать при разрешении споров и конфликтов, опять-таки при планировании и оценке, или применять его как часть программы обучения.

Плюсы и минусы метода шести шляп мышления

+ Мыслительная деятельность для большинства людей является абстрактной, нудной и скучной работой. Шестишляпный метод же способен увлечь и сделать умственную деятельность красочной и интересной. Кроме того шесть цветных шляп это довольно таки запоминающееся выражение и легко усвояемая и применимая методика, которую можно использовать как на советах директоров, так и в детских садах.

+ Метод 6 шляп признает значимость и уделяет внимание всем аспектам работы над решением — фактам, эмоциям, за и против, генерации свежих идей.

+ Человеческий ум, охраняя свою цельность и самодостаточность, часто принимает все новое за что-то неестественное и ложное. Используя метод  де Боно, мы получаем возможность рассмотреть мнения о вещах, которые прежде мы не воспринимали всерьез. Это увеличивает шансы найти верное или подходящее ситуации решение.

+ С помощью этой методики мы получаем возможность прийти к согласию с собеседником, попросить участника быть более уступчивым и отвлечься от личных предпочтений, порекомендовать ему не идти у всех на поводу, развернуть поток своих мыслей на 180 градусов или вы можете просто дать человеку шанс высказать все, что у него «накипело». Таким образом, вы не просто даете человеку возможность высказаться, а упрощаете поиск совместного решения.

+ Метод 6 шляп позволяет привлечь к обсуждению тем, обычно стеснительных и неразговорчивых людей. При этом любой из участников высказывая свою точку зрения, не испытывает дискомфорта не смотря на то, что его мнение может противоречить мнению большинства, ведь он как бы говорит от имени одной из цветных шляп, а не от своего лица.

+ Благодаря четко обозначенной структуре работы, исключающей пустые разговоры, мышление становится более сконцентрированным, разумным и плодотворным.

+ В результате того, что при использовании приема шести шляп полярные точки зрения не конфликтуют между собой, а мирно сосуществуют и дополняют друг друга, рождаются новые неординарные и инновационные мысли и идеи.

+ Еще одним достоинством шести шляп мышления является то, что с помощью данного метода мы учимся управлять своим вниманием. Ведь если наш ум способен не просто реагировать на происходящие с нами события, а готов на то чтобы переключиться с чего-то одного на другое, и при этом может рассмотреть объект с шести сторон, это развивает наше внимание и делает его на много острее.

+ По глубокому убеждению Эдварда де Боно, которое он подробно описал в своей книге, шесть шляп мышления призваны служить условно-рефлекторными сигналами, способными повлиять на  баланс химических элементов (соотношения нейромедиаторов) в составе головного мозга.

Главным минусом 6 шляп мышления, хотя, наверное, даже не минусом, а сложностью является сама технология шести шляп, т.е. для того чтобы освоить эту методику и с пользой научиться ее применять необходимо какое-то время. Проще решать вопросы, используя прием шести шляп индивидуально, а вот в коллективе это делать на много сложнее.

 

 

1 Развивающее обучение

Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Это понятие принадлежит советскому психологу Л.С. Выготскому.

Главная идея заключается в том, что все знания, которым можно научить учащихся, делятся на три вида. Первый вид включает в себя то, что ученик уже знает. Третий – это, наоборот, то, что ученику абсолютно неизвестно. Вторая же часть находится в промежуточном положении между первой и второй. Это и есть зона ближайшего развития.

Другими словами, зона ближайшего развития – это расхождение между уровнем актуального развития (степень трудности самостоятельно решаемых задач) и уровнем потенциального развития (чего ученик может достигнуть).

Таким образом, в развивающем обучении акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося. При этом знания все равно передаются ученикам, но с применением дедуктивного подхода.

Знания сообщаются не для их воспроизведения, а в процессе специально организованной разносторонней деятельности. В учебный процесс вносится личностный и деятельностный0 акценты, которые очень важны для работы с детьми.

 

2 Проблемное обучение

Основной идеей этого подхода является построение учебной деятельности через решение познавательных учебных задач или заданий, имеющих незаполненные места, недостаточные условия для получения ответа.

Проблемное обучение организовывается на основе проблемных вопросов, задач, заданий и ситуаций.

Структура урока в этом подходе отличается от традиционного урока и включает три этапа:

1. Актуализация опорных знаний и способов действия.

2. Усвоение новых понятий и способов деятельности.

3. Применение их и формирование умений и навыков.

Первоначально принцип проблемного обучения использовался как имитация поиска, когда преподаватель заранее знал то, что должно быть найдено учащимися, и подводил их к правильному ответу. В настоящее время используется более сложный вариант этого подхода, когда образовательный продукт неизвестен не только учащемуся, но и преподавателю.

 

 

4 Коллективная система обучения (КСО)

Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых.

Опыт показывает, что коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

 

5 Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Основная цель использования ТРИЗ на уроках - дать учащимся возможность увидеть в изучаемых предметах инструменты творчества - доступные, сильные, изящные; выработать представление о том, как может быть использована получаемая на уроках информация. Создавалась теория в середине XX века, основы её заложил инженер и писатель Генрих Альтшуллер.

Основное положение ТРИЗ гласит: системы развиваются по определённым законам, которые могут быть выявлены и использованы для сознательного решения изобретательских задач, без случайного блуждания и бессмысленных проб. В ТРИЗ разработана специальная программа пошагового решения задачи - это алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). При работе с ТРИЗом по определённым правилам находят ИКР (идеальный конечный результат) для данной задачи, выявляют техническое и физическое противоречия и устраняют их с помощью специальных приёмов с использованием различного рода физических, химических, математических и других эффектов.

Основные функции и области применения ТРИЗ:

1. Решение изобретательских задач любой сложности и направленности;

2. Прогнозирование развития технических систем;

3. Пробуждение, тренировка и грамотное использование природных способностей человека в изобретательской деятельности (прежде всего образного воображения и системного мышления);

4. Совершенствование коллективов (в том числе творческих) по направлению к их идеалу (когда задачи выполняются, но на это не требуются никаких затрат).

 

6 Исследовательские методы в обучении

Целью исследовательского метода является с точки зрения Д.Т.Левитеса развитие следующих умений:

- актуализировать противоречия;

- находить и формулировать научную проблему;

- формулировать цель исследования;

- устанавливать предмет и объект исследования;

- выдвигать гипотезу;

- планировать эксперимент и его проведение;

- проверять гипотезу;

- делать выводы;

- определять сферы и границы применения результатов исследования.

Сущность исследовательского метода заключается в самостоятельной поисковой деятельности учащихся (практической или теоретической).

Деятельность преподавателя заключается в подборе заданий управлении деятельностью учащихся.

Деятельность учащихся – самостоятельный поиск новых знаний.

Достоинства: развитие мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков (при групповой работе).

Недостатки: требуется много времени на получение результата.

 

 

7 Проектные методы обучения

Актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые формируют у учащихся навыки самостоятельного добывания знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы. К таким методам и приемам могут быть отнесены проектные технологии.

Для успешной работы всегда продумываются учебные цели, число участников проекта, сроки выполнения, источники информации, то есть методика работы над проектом включает этапы планирования, аналитический этап, этап обобщения и презентация.

Проекты используются различные: индивидуальные и групповые, творческие и исследовательские, межпредметные и монопредметные; краткосрочные и долгосрочные, итоговые и текущие, связанные с изучением какой-то темы.

 

8 Технология «дебаты»

“Дебаты” – это интеллектуальная игра, в которой две команды (утверждающая и отрицающая), обсуждая заданную тему, сформулированную в виде утверждения, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и опыте риторики. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить жюри доказательства, факты, цитаты, статистические данные, поддерживающие их позицию, которые составляют кейс команды. Участники дебатов задают вопросы противоположной стороне и отвечают на вопросы оппонентов; вопросы могут быть использованы для разъяснения позиции оппонентов и для выявления ошибок у противника. После выслушивания обеих команд жюри заполняют протоколы, которые фиксируют решение о предпочтении более убедительной в дебатах команды и представляют аудитории сравнительный анализ позиций сторон. В игре участвуют три игрока с каждой стороны, но число участников может быть увеличено в зависимости от типа дебатов. Регламент также оговаривается в каждом конкретном случае. Назначается и таймкипер, который следит за соблюдением регламента.

 

9 Технология модульного и блочно-модульного обучения

Слово “модуль” (от лат. modulus – “мера”) имеет различные значения в области математики, точных наук и архитектуры, но, в общем и целом, он означает единицу меры, величину или коэффициент. В педагогике и методике модуль рассматривается как важная часть всей системы, без знания которой дидактическая система “не срабатывает”.

Модульное обучение предполагает жесткое структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершенными учебными блоками (модулями). Модуль совпадает с темой учебного предмета. Однако, в отличие от темы в модуле, все измеряется, все оценивается: задание, работа, посещение занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровень учащихся. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения. В модульном обучении все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения и контроль качества усвоения.

Модульное обучение – это четко выстроенная технология обучения, базирующаяся на научно-обоснованных данных, не допускающая экспромтов, как это возможно при других методах обучения. Учащиеся при модульном обучении всегда должны знать перечень основных понятий, навыков и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала. На основе этого перечня составляются вопросы и учебные задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выносятся на контроль после изучения модуля. Как правило, формой контроля здесь используется тест.

 

10 Лекционно-семинарско-зачётная система обучения

Лекционно-семинарско-зачетная технология – это системный комплекс дидактических условий, включающий оптимальные формы, методы и средства, обеспечивающие рациональные пути обучения и развития школьников. Это модульная технология. Лекция, семинар, зачет в единстве и взаимосвязи реализуют задачи обучения и развития. Применение данной технологии позволяет быстрыми темпами качественно, на уровне осмысления изучить большие блоки учебного материала.

 

11 Технология развития «критического мышления

Критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения учащегося. Оно формируется быстрее, если на занятиях учащиеся являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

 

12 Информационно-коммуникационные технологии

Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ преподаватель не должен забывать, что это УРОК, а значит составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его.

Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН

Преимущества использования ИКТ:

1. индивидуализация обучения;

2. интенсификация самостоятельной работы учащихся;

3. рост объема выполненных на уроке заданий;

4. расширение информационных потоков при использовании Internet;

5. повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента.

Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения.

 

 

13 Система инновационной оценки «портфолио»

Портфолио (в широком смысле этого слова) — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося в определенный период его обучения. Портфолио активно применяется в зарубежных системах образования. Метод оценивания с помощью. Портфолио используется в обучении, основанном на компетентном подходе. Портфолио рассматривается как вид так называемого «аутентичного оценивания», которое используется, прежде всего, в практико-ориентированном образовании: оценивается уровень сформированности умений и навыков в ситуации, максимально приближенной к реальной жизни. В обучении на основе компетентного подхода аутентичное оценивание выявляет уровни сформированности компетентностей.

Важная цель портфолио — представить отчёт по процессу образования учащегося, увидеть «картину» значимых образовательных результатов, в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способность практически применять приобретённые знания и умения.

Введение портфолио повышает образовательную активность учащихся, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что позволяет сделать выбор дальнейшего направления и формы обучения учащимися более верными и ответственными.

 

14 Технология дистанционного обучения

Дистанционное обучение (ДО) является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учится в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.

Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. ДО является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.

Дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения учащегося. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

Тайминг на уроках

Преподаватели часто жалуются, что на уроке не хватает времени, чтобы все успеть, или наоборот – все запланированное выполнили, а время до конца урока еще осталось. Однако, проблема не в отсутствии или избытке времени, а в некорректном тайм-менеджменте. Распределение времени на уроке помогает быстрее и эффективнее прийти к цели. Многие не задумываются о том, насколько важно соблюдать тайминг. Почему важно правильно распределять время на уроке, в каких случаях можно отойти от тайминга, а также поделимся советами, как его соблюдать.

 

Зачем нужен тайминг на уроке?

Основная задача правильного тайминга на уроке – достичь поставленной цели. Мы не можем за один урок выучить все, именно поэтому мы планируем достижение цели в несколько этапов. Внутри урока распределяем время на стадии, отведенные для изучения темы. Преподавателю это помогает:

— грамотно распланировать этапы для продуктивного и эффективного урока;

— не затягивать этапы урока;

—расставить приоритеты для студента, чтобы достичь цель как можно быстрее, например, студент хочет понимать английский на слух, следовательно больше времени мы будем уделять на развитие данного навыка;

— успеть все, что планировали;

Для студентов это так же важно, как и для преподавателей.

 Студенту  это помогает:

— лучше усвоить изучаемый материал;

— не скучать на уроке, выполняя одно задание в течении всего урока;

— понимать, какая перед ним стоит задача и сколько у него есть времени на выполнение;

 — «ощущать» границы времени.

Невыполнение домашних заданий, опоздание на урок и долгое выполнение упражнений на уроке значат, что студент не умеет ощущать границы времени. Именно поэтому важно соблюдать тайм-менеджмент на уроке как для преподавателя, так и для студента. 

Как правильно распределять время по этапам урока?

Тайм-менеджмент на занятии имеет общепринятые рамки. Берем за основу один навык, который необходимо отработать: чтение, письмо, аудирование или говорение. Мы четко понимаем, что проработка одного из навыков будет занимать большую часть времени на уроке, а остальные этапы — в среднем 5-7 минут каждый. Выглядит это примерно так для урока, который длится 45 минут:

1. повторение, проверка домашнего задания  5-7 минут;

2. вводим тему урока, называем цели, задачи и несколько заданий, чтобы заинтересовать ученика -2 минуты;

3.  проверяем, что ученик уже знает о теме, представляем тему -10 минут;

4.  пробуем практиковать изученную тему в заданиях 5-10 минут;

5.  отрабатываем тему в заданиях по типу – 15-20 минут;

6.  подводим итоги урока, делимся впечатлениями – 5 минут.

Время написано примерно, так как все работают в разных режимах: онлайн или оффлайн, в группе или тет-а-тет. У кого-то занятие длится 45 минут или 50 минут, у кого-то один час. Главное, что «практика» — применение изученной темы на письме, занимает большую часть занятия. Однако это не значит, что нужно отводить для этого времени одно задание. Старайтесь этапы разнообразить, чтобы ни вы, ни студент не скучали на уроке. 

Что поможет соблюдать тайминг?

Мы собрали для вас пять советов по работе с временем на уроке, которые помогут вам и ученикам разграничивать время на занятии.

1. Используйте таймер или будильник. Можно поделить время внутри урока, чтобы будильник оповещал, когда стоит переходить на следующий этап или заканчивать задание. Настраивайте под себя, главное, соблюдать время и не задерживать студентов. Это символизирует о непрофессионализме. 

2. Продумывайте заранее, как вы будете озвучивать задание, представлять тему урока или переходить к новому этапу. Это сократит время, которое уходит на обдумывание, как сделать лучше. Если вы будете заранее готовы, то это уже 50% успеха. 

3. Всегда помните о непредвиденных ситуациях. В любом задании студент может не помнить слово и будет искать его в словаре минимум 20 секунд. А также могут быть неполадки с интернетом при онлайн-режиме. Такие вещи можно предвидеть, но не знать точно. Отводите какое-то время на такие моменты, и тогда не будет сложностей с тем, что вы 5 минут потратили только на работу со словарем. 

4. Не перегружайте урок. Чем меньше новой информации студент получает на занятии, тем легче ее воспринять и отработать. Смотрите на темп и работу. Пусть вы много времени посвятите проработке одного навыка, и ребенок лучше его усвоит, чем вы будете давать много информации быстро и непонятно с целью успеть как можно больше. В итоге это не даст никакого результата.

5. Озвучивайте время, отведенное на задание. Попросите студента самостоятельно оценить, сколько времени он может потратить на задание. Так студент начнет следить за временем на занятии. Если вы видите, что студент под конец урока устал или, наоборот, активно делится эмоциями вместо того, чтобы выполнять задание, то скажите, например: «Сейчас делаем последнее задание и будем заканчивать». Студент поймет, что осталось совсем чуть-чуть поработать, поэтому стоит сосредоточиться и потом уже можно отдыхать.

Когда можно отходить от тайминга?

Невозможно каждый раз соблюдать границы во времени на уроке, особенно со студентами. Всегда могут произойти какие-то непредвиденные обстоятельства. Например, технические неполадки, если вы работаете в онлайне, или студент опаздывает из-за пробки, если вы в оффлайне. Стоит изменить тайминг, если:

— происходят технические сложности при работе онлайн, так как без стабильной работы техники, не будет продуктивного урока;

— студент не усвоил тему прошлого урока, и это мешает изучению новой темы, которую вы запланировали на текущий урок. Лучше еще раз пройти и проработать старую тему;

— видите, что у студента что-то произошло, и он совершенно не настроен на работу. Поговорите с ним лишние 5 минут о его проблемах, чтобы расположить его к себе и отвлечь от неприятностей; 

— студент не понимает, что нужно делать в задании или для чего это делать. Объясните ещё раз, что вы отрабатываете и зачем. Это поможет избежать недопонимания и ссор;

— понимаете, что студент устал от заданий и начинает зевать. Проведите физминутку, чтобы взбодриться.

Время на уроке – важный индикатор результативности. Если студент  выполняет задание больше 30 минут, стоит задуматься правильно ли вы объяснили тему , или хорошо ли он выучил задание. Существуют отклонения от тайминга, которые регулирует преподаватель, а есть те, которые происходят со стороны студентов. 

Задача преподавателя на уроке контролировать процессы, в том числе тайминг. Старайтесь не пренебрегать им. Внедрите несколько советов из статьи, и вы увидите преимущества правильной работы со временем на уроке. Желаем вам успевать все вовремя.

 

Порталы для изучения казахского языка

«Аbai.institute» -программа обучения и продвижения казахского языка в Казахстане и за рубежом.

«Аbai.institute» разработанная 18 ноября 2020 года в г. Нур-Султан, представлен веб-портал «institute». Это уникальный проект, позволяющий гражданам страны, казахской диаспоре за рубежом и иностранным гражданам пропагандировать казахский язык, литературу и культуру. «Аbai.institute» доступен в мобильном приложении с поддержкой Android и iOS. Проект создан на базе Гете-института и Пушкинского института.

Портал представлен на 6 языках (казахский, английский, немецкий, французский, русский, турецкий, персидский). На сегодняшний день количество пользователей портала - 20 183 человека. Также были проведены курсы обучения казахскому языку для казахской диаспоры в России, Турции, Франции, Германии, Бельгии, Иране, Монголии. В 2021 году в рамках данного проекта были проведены курсы повышения квалификации преподавателей казахского языка в США, России, Турции, Франции, Германии, Бельгии, Иране, Монголии, Узбекистане.

Кроме того, разработано универсальное издание для казахской диаспоры за рубежом, посвященное изучению казахского языка. Контент издания по уровням А1, А2 разработан на казахском, русском, турецком, английском языках и издан в формате «Abai.institute» был размещен на онлайн-платформе. В рамках проекта проводится офлайн и онлайн обучение с открытием кабинетов казахского языка в Турции, США, России, Франции, Германии, Бельгии, Иране, Монголии и Узбекистане. Особую роль в проекте играет АО «Фонд Отандастар", который организует работу с соотечественниками за рубежом и обеспечивает бесперебойную работу кабинетов казахского языка в вышеуказанных странах. Портал доступен в мобильном приложении с поддержкой Android и iOS.

«Tilqural.kz " - веб-сервис для обучения казахскому языку. На сайте есть онлайн-курс, который позволяет взрослым, не владеющим казахским языком, изучать язык на уровнях А1, А2, В1, В2, С1. После регистрации пользователь проходит тестирование на определение уровня владения казахским языком. По результатам тестирования система предлагает учебный курс (один из 5 уровней). Сайт позволяет пополнить словарный запас, понять значение новых слов и использовать их в повседневной жизни, свободно читать, выражать свои мысли как устно, так и письменно, правильно произносить слова, грамотно составлять предложения. Пользователь может просмотреть статистику по выполненным урокам в личном кабинете. Услугу можно скачать через платформы Android, iOS.

«Tilmedia.kz» - трехъязычие, созданное в 2017 году «Tilmedia.kz» на сайте можно изучать казахский язык интересными и эффективными способами. Работа сайта направлена на пропаганду государственного, русского и английского языков, расширение сферы и методики их применения. Методика обучения языкам основана на аудио и видео контенте. На сайте предусмотрена латинская и арабская графика. Сайт состоит из 5 блогов: «информация», «смотри», «слушай», «читай», «вопрос-ответ» и содержит новости об актуальных вопросах в области языковой политики, уроки, уроки, познавательные аудиозаписи, видеоролики для детей и взрослых, аудиокниги, методические пособия, художественная и детская литература и др..

«Вalatili.kz» сайт предназначен для детей старше трех лет, желающих изучать и развивать казахский язык, а также для воспитателей и учителей, родителей, осуществляющих воспитание и обучение детей. Сайт работает на базе онлайн-платформы с интуитивно понятной поисковой системой и удобной системой навигации. На сайте представлены рабочие листы для самостоятельной работы ребенка, методические листы для педагогов и воспитателей, родителей. Предусмотрены материалы для изучения грамматики и орфографии, в том числе интерактивный алфавит и игры, аудиодиктанты в соответствии с возрастными особенностями, задания на развитие каллиграфических навыков, приложения. В соответствии с возрастными особенностями детей сгруппированы художественные тексты для чтения, в том числе интересные рассказы, тематические стихи, инсценировки, загадки и пословицы, основанные на интерактиве. Статьи, научные труды специалистов, касающиеся лингвистических проблем, а также учителей детских садов и начальных классов.

Сайты, направленные на повышение языковой грамотности

«Emle.kz» - сайт создан с целью правильного казахского письма, повышения языковой культуры населения. База данных содержит актуальный орфографический словарь казахского языка, правила орфографии, научную литературу по данной области. В блоке «нормы литературного языка» сайта представлены слова, их значение, правила и принципы в художественной литературе и жизни, в блоке «Орфография» - правила правильного написания слов. Также сопоставимы различия между заимствованными словами и словами, имеющими терминозначное значение, в прошлом и настоящем. В блоке "Пунктуация «вводятся правила, связанные с порядком постановки знаков препинания, в блоке» Аббревиатура" приводятся сокращенные слова, их полные наименования, порядок сокращения, правила и закономерности, на которые следует опираться при сокращении наименований и слов. В блоке "статьи" представлены научные статьи ученых в этой области. Читатель может связаться с автором, оставить комментарий под статьей и получить ответ на свой вопрос.

«Termincom.kz» - сайт создан в целях непрерывного внедрения в единую электронную базу терминов, утвержденных терминологической комиссией при Правительстве Республики Казахстан, унификации и совершенствования межотраслевого терминологического фонда по современным направлениям науки, образования, техники и экономики, общественно-социальных направлений. Это своего рода информационное средство для широкой общественности для унификации терминологической лексики, пополнения терминологического фонда, регулирования терминов и названий в соответствии с нормами казахского языка, повышения эффективности использования терминологических наименований.«Termincom.kz» электронный сайт» состоит из блоков «утвержденные термины», «хронология терминов», «действующие отраслевые термины», «запас», «нормативно-правовая база», «научно-методические основы» и «поиск». В блоке «утвержденные термины» размещаются термины, одобренные Республиканской терминологической комиссией, в «хронологии терминов» приводятся сведения о сроках утверждения терминов и их отражении в словарном составе. В блоке «существующие отраслевые термины» построены терминологические словари, изданные с одобрения Республиканской терминологической комиссии. В рубрике «размышления» каждый читатель может оставить свое мнение относительно предлагаемых к утверждению терминов. В блоке «научно-методические основы» представлены работы, касающиеся вопросов терминообразования.

«Sozdikqor.kz» - первая универсальная платформа, позволяющая познакомиться со словами и устойчивыми словосочетаниями в различных отраслевых словарях и энциклопедиях, устаревшими казахскими словами, заимствованиями, значением новых технологических слов на этапе развития информационных технологий. В базу загружено 400 000 слов, 1 243 850 языковых единиц. Портал включает около 60 различных отраслевых словарей и энциклопедий. Это 15-томный словарь казахского литературного языка, словарь Абая, энциклопедия Ахмета Байтурсынова, словарь синонимов казахского языка, Фразеологический словарь казахского языка и др. Через поисковую систему портала можно узнать определение слов, синонимы, антонимы, омонимы, частоту встречаемости слов во фразеологических словосочетаниях. В 2021 году добавлена функция «синонимайзер», проводится этап тестирования. Есть функция озвучивания ключевых слов. Мобильное приложение портала можно скачать в Goolge Play и App Store. @Sozdikqor.kz.

 

«Qazcorpora.kz» - подкорпус публицистических текстов Национального корпуса казахского языка-один из проектов, реализуемых в рамках национального проекта  «Ұлттық рухани жаңғыру». Корпус-информационно-справочная система, основанная на электронном накоплении текстов на определенном языке. Основная цель создания корпуса-сбор, нормализация и систематизация природных языковых ресурсов, представление результатов потребителям для рационального использования.

Национальный корпус - это не только база языковых материалов казахского языка, интегрированная в единую систему, но и механизм функционирования государственного языка в виртуальном пространстве, расширения семантического пространства, расширения информационного пространства, массового доступа к языковым ресурсам. Данная информационно-справочная открытая система, отражающая базу текстов на казахском языке в виде оцифрованной системы, аккумулирует и предоставляет потребителю все виды стилей литературного языка, языкового использования на определенном этапе (или этапах) существования национального языка.

Руководитель проекта-кандидат филологических наук, доцент Аитова Н. Н., руководитель по техническому сопровождению-Бакытовна М. В работе проекта приняли участие ученые-филологи, специалисты следующих отечественных вузов и научных организаций:

- Институт языкознания им. А. Байтурсынова;

- Казахский национальный университет КазНУ им. Аль-Фараби;

- Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева;

- Назарбаев Университет;

- Казахский национальный женский педагогический университет;

- Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова;

- Баишевский университет;

 - ТОО "Minialgo";

 - ТОО "Издательство Qazkitap".

В корпус публицистических текстов включены электронные копии статей, опубликованных в газетах «Егемен Қазақстан» , «Ана тілі», «Қазақ әдебиеті» , «Түркістан» , «Заң».

Большинство основных языков мира имеют свои национальные корпуса, которые отличаются друг от друга полнотой и уровнем научной обработки текстов. Корпус, признанный в современных мировых языках, является «британским Национальным корпусом» (BNC), на который нацелены многие другие современные корпуса. Особое место занимает и чешский национальный корпус, созданный в Карлском университете в Праге, динамично развивается и Национальный корпус русского языка.

Возможности Национального корпуса:

Конец формы

- необходим для обучения языку как родному или иностранному (в мире учебники и учебные программы теперь ориентированы на корпус.)

Любой иностранец, школьник, учитель, журналист, редактор и писатель, используя корпус, может быстро и эффективно проверить особенности употребления незнакомого слова или грамматической формы;

- необходимы для научного изучения лексики и грамматики языка, изменений, происходивших в нем в течение сотен лет;

- оптимизирует поиск информации;

- упрощает анализ, обработку обширных материалов, получение статистических данных;

- необходимые слова можно составить на базе корпусной базы;

 Создано 12-20 параметрических метапредметов к тексту (автор текста, заголовок текста, стиль текста, жанр, тип текста, хронотоп, источник, срок издания и др.). В дальнейшем планируется охватить и другие под жанры публицистического стиля, а также увеличить по периодам издания и расширить по названиям источников.

Типовой сайт по грамотному заполнению документов для жителей страны и государственных служащих

 «Qujat.kz " - электронная база с образцами и инструкциями по грамотной разработке документов на казахском и русском языках. Делопроизводство на сайте разделено на 2 раздела: «офисные» и «кадровые» документы, в которых представлены отдельные образцы документов. Используется 3 вида поиска документов: систематический поиск по типу и названию и по букве. Более двухсот образцов документов (на казахском и русском языках) доступны в версиях PDF и DOC. Работает сервис для онлайн внесения изменений в образцы документов. На сайте размещены разделы «правовая основа» , «статьи», «библиотека» , «термины», «вопрос-ответ».

Сайт, сопровождающий ход перехода

 казахского языка на латинскую графику

Qazlatyn.kz " (портал и конвертер) - основной национальный портал страны, сопровождающий процесс перехода на латинскую графику. Многофункциональный конвертер портала позволяет осуществлять онлайн-идентификацию текстов с кириллицы на латиницу и ярлык. Внутреннее ядро (коды) конвертера размещено на веб-сервисе  «Яндекс переводчик» и в настоящее время вошло в число языков международного уровня с надписью  «казахский (латиница)».

Сайт, где собраны ономастические названия

«Atau.kz» - сайт в области ономастики. На сайте собраны названия улиц, учреждений культуры, образования, различных объектов по Казахстану. Также в базе имеется полный перечень наименований земель и водоемов Республики Казахстан. Пользователи могут ознакомиться с правилами присвоения наименований объектам, нормативно-правовыми документами по ономастике, информацией о национальных и региональных ономастических комиссиях, списком литературы по ономастике и исследовательскими работами.

Сайт, и  нформирующий о ходе реализации государственной языковой политики

«Tilalemi.kz» -портал, на котором размещены новости в области реализации языковой политики, статьи ученых-лингвистов, положения республиканских конкурсов, мероприятий и др. Также на портале размещены книги, мультимедийные программы, словари и журналы. 

Обучение при помощи мобильных устройств – новая парадигма электронного обучения
             Мобильные телефоны и в частности смартфоны приобретают популярность в обществе, в свою очередь потребность в мобильности распространяется и на цели преподавания и обучения. В данной публикации представлена предлагаемая структура мобильного обучения.

Она состоит из четырех функциональных уровней:

-приложения для мобильного обучения,

-инфраструктура для мобильных пользователей,

 -мобильный протокол,

-инфраструктура мобильной сети.

Кроме того, в сущности, двумя основными вопросами в мобильном обучении являются управление знаниями и учебное сообщество. Фактически, это два уровня изменений в парадигме обучения, о которых пойдет речь в данной публикации.

 Мобильное обучение не отстает от развития беспроводных и мобильных сетей. Каким же образом должны изменяться беспроводные технологии, чтобы обеспечить поддержку этого способа обучения? Феноменальный рост электронного обучения продолжается, но главным образом его развитие затрагивает проводные инфраструктуры. Считается, что появляющиеся беспроводные и мобильные сети, быстрый рост величины проникновения смартфонов в обществе, обусловят создание новых приложений для мобильного обучения. По приблизительным подсчетам, общее количество пользователей мобильных телефонов в мире в несколько раз больше количества пользователей Интернета. Одним из недавних и значительных изменений в среде обучения стала потребность в мобильности. Смартфоны становятся все дешевле и приобретают популярность в обществе. Вдобавок к этому, экспоненциальный рост беспроводных и мобильных сетей приводит к значительным изменениям в мобильных устройствах, развитии протоколов, стандартизации и сетевой реализации, приемлемости для пользователя. Мобильное обучение осуществляется главным образом через беспроводную сеть. Возможна его быстрая адаптация для удовлетворения изменяющихся потребностей обучения. Учащиеся имеют возможность находить и изучать то, что им требуется, в том темпе и в том месте, которое им подходит. Мобильные учащиеся могут работать совместно с преподавателями и другими учащимися, с тем, чтобы учиться лучше. При мобильном обучении учебные материалы могут предоставляться быстрым и экономичным способом в мультимедийном формате.

СТРУКТУРА МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Согласно текущим тенденциям, следующая фаза развития электронного обучения будет сосредоточена на мобильном обучении. Мобильное обучение - это та точка, в которой пересекаются мобильные компьютерные среды и электронное обучение, образуя в результате практику обучения в любое время, в любом месте. Ниже приводится предлагаемая структура для мобильного обучения

Приложения для мобильного обучения

Инфраструктура для мобильных пользователей

Мобильный протокол

Инфраструктура сети

 

Рис. 1. Структура мобильного обучения

Данная структура мобильного обучения устанавливает несколько функциональных уровней, при этом упрощается проектирование и разработка, благодаря чему различные участники (например, продавцы, операторы связи, проектировщики) могут обращаться к индивидуальным уровням. За счет использования данной структуры отдельно взятому субъекту нет необходимости делать все для построения систем мобильного обучения, вместо этого он может отталкиваться от высшей степени функциональных возможностей, предоставляемых другими. Данная структура делится на четыре уровня. На уровне приложений для мобильного обучения становится возможным существование множества новых приложений, а многие из уже существующих приложений для электронного обучения могут быть модифицированы для мобильной среды. На уровне инфраструктуры для мобильных пользователей при проектировании новых приложений для мобильного обучения должны приниматься во внимание возможности пользовательских мобильных устройств. На уровне мобильного протокола ставится цель скрывать сведения об используемой сети от приложений, в то же время предоставляя единообразный и простой в использовании интерфейс. На уровне инфраструктуры мобильной сети качество обслуживания главным образом зависит от ресурсов и возможностей сети. В последующих параграфах дается детальное описание этих четырех уровней.

Уровень 1 – Приложения для мобильного обучения

В условиях наличия неограниченного количества потенциальных приложений для мобильного обучения особый интерес представляют организация учебной деятельности при мобильном обучении и организация активного обучения. Существует множество видов учебной деятельности вне стен мест обучения. Например, учащиеся могут посещать музеи, или получать справочную информацию о производственной деятельности территориально распределенных предприятиях. Организация учебной деятельности при мобильном обучении позволяет проследить местоположение учащегося и оценить его потребности в конкретной ситуации, благодаря чему возможно соответствующим образом осуществить подачу материала учебного курса, таким образом корректируя и стимулируя учебные установки учащегося. К примеру, при изучении учащимся неизвестного станка ему может потребоваться определенная информация для справки. Соответствующая информация загружается через мобильное устройство. В дополнение к этому, при перемещении от места к месту учащийся может получать информацию о специализации цехов, текущей их загруженности в режиме реального времени. Успешность организации учебной деятельности при мобильном обучении зависит от затрат, надежности беспроводной инфраструктуры и уровня удобства новой технологии для учащегося.

Такая система помогает учащимся осуществлять учебную деятельность без участия другого человека. В среде мобильного обучения учащиеся используют приложение, проводящее пользователя через последовательность действий, которая помогает ему выполнять учебные задания. В качестве примера можно привести интеллектуальные базы данных, применяемые для разрешения проблем с типичными учебными задачами, и карты хода исследований для руководства повседневной деятельностью. Система обеспечивает поддержку исполнения по запросу и указывает шаги, необходимые для выполнения учебного задания. При упреждающем управлении обучением приложения собирают информацию о потребностях пользователя и затем сигнализируют обучающей системе для предоставления информации и знаний. Существует мнение, что адаптация, управляемая преподавателем, может повысить эффективность коммуникации. Преподаватель может адаптировать учебную информацию к ученику. Этого возможно достичь за счет сбора информации об учащемся в то время, когда он подключается к мобильным устройствам и взаимодействует с ними. Программа инициирует диалог, задает вопросы, а пользователь отвечает. Это может использоваться в реальном времени для адаптации формы и содержания коммуникации, привлекать внимание к определенным аспектам обучающих материалов, которые могли бы быть интересны для ученика с учетом его целей и интересов.
            Уровень 2 – Инфраструктура для мобильных пользователей Мобильные устройства и беспроводные сети могут обеспечивать передачу текстовых сообщений, видеоинформации, изображений и др. данных. Пользователям потребуется соответствующие мобильные устройства, в частности смартфоны, и высокоскоростные беспроводные сети. Важно наличие сетевого взаимодействия, так как разрывы связи существенно влияют на качество информационных услуг. Пользователю необходимы несколько функциональных компонентов для реализации этих приложений. Прежде всего, требуется мобильное устройство с достаточной памятью и вычислительной способностью, соответствующий дисплей и функциональные возможности средств связи. Это может быть карманный персональный компьютер (КПК) с беспроводным модемом или смартфон, предназначенный как для связи, так и для обработки данных. В то время как такие устройства приобретают еще больше функций и наращивают память и возможности по обработке данных, необходима операционная система для управления ресурсами. В настоящее время наиболее популярны следующие операционные системы: Android, iPhone OS, Windows Phone, Bada, Symbian OS.

Уровень 3 – Мобильный протокол

Мобильный протокол соединяет различные приложения, инструменты, сети и технологии, создавая стандартный пользовательский интерфейс. Важно достичь независимости приложения от устройства и беспроводных технологий. На данный момент обилие операционных систем делает эту задачу сложно разрешимой. Для корректной работы приложения приходится разрабатывать отдельную версию для каждой операционной системы, что существенно усложняет внедрение универсальных решений. Помимо этой проблемы перед разработчиками стоит выбор: разрабатывать веб-приложение или нативное приложение. От этого выбора зависит доступ приложения к ресурсам смартфона, соответственно вычислительные возможности и качество персонализации учебных курсов. Уровень 4 – Инфраструктура мобильной сети В отличие от мобильных устройств и протоколов, приложения для мобильного обучения зависят от сетевой поддержки. Два наиболее важных фактора - скорость передачи данных и зона покрытия. Повсеместное покрытие GPRS, 3G или WiFi – это обязательный фактор для успешного внедрения мобильного обучения. В общем, для мобильного обучения требуется беспроводное качество обслуживания, которое влияет на функционирование приложений для мобильного обучения в плане задержки, потерь и других атрибутов качества. Также необходимо управление местонахождениями, являющееся неотъемлемой частью многих приложений для мобильного обучения, в особенности тех, которые связаны с поисками места или учащегося. На данный момент подавляющее большинство смартфонов оборудованы модулем GPS, который позволяет получать хорошую точность при определении географических координат. Также используя технологии сотовой, связи можно получать сектор, в пределах которого находится пользователь мобильного телефона. Таким образом, необходимы надежные и «живучие» беспроводные сети. Учащиеся могут осуществлять доступ к приложениям для мобильного обучения, даже при различных степенях ошибок сети. Наконец, роуминг позволяет учащимся осуществлять доступ к приложениям для мобильного обучения из любой точки, даже при неравномерном покрытии одиночной беспроводной сети.

УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ И УЧЕБНОЕ СООБЩЕСТВО

Мобильное обучение оказывается всё более и более полезным и эффективным, продвигая и стимулируя усовершенствования для Интернета и мобильных сетей. Сферы, в которых это происходит, включают в себя информационные материалы, управление знаниями; построение сообщества; журналистику; преподавание, обучение; а также системы подготовки учебных курсов. Мобильное обучение обладает следующими характеристиками. Мобильное обучение динамично. Оно предоставляет сегодняшние информационные материалы, а не устаревшие новости. Имеется доступ к специалистам, работающим в реальном времени, и самым лучшим источникам для непредвиденных случаев. Мобильное обучение функционирует в реальном времени. Учащиеся получают то, что им нужно, и тогда, когда им это нужно. Мобильное обучение основано на сотрудничестве, так как люди учатся друг у друга. Оно соединяет учащихся со специалистами, товарищами по работе и равными по профессиональному уровню. Мобильное обучение индивидуально. Каждый учащийся выбирает род деятельности из персонального меню учебных возможностей, наиболее соответствующих его уровню на данный момент. Мобильное обучение многогранно. Оно предлагает учебные мероприятия из многих источников, предоставляя учащимся возможность выбрать желаемый формат, или метод обучения, или организатора обучения.

Мобильное обучение создает учебные сообщества, члены которых настойчиво продвигаются вперед.

Сильной стороной мобильного обучения является его способность немедленно придать мысли форму. Можно получать идеи от других людей и в считанные секунды делиться ими со всем миром; получать ответную реакцию, уточнения, материалы и так далее. Также между мобильными учащимися без труда устанавливаются соединения и кросс-линки, образуя учебные сообщества. Преподаватели-новаторы поощряют учащихся создавать классные и персональные мобильные веб-сайты. Энтузиазм возрастает, когда учащиеся сами распоряжаются информационными материалами, которые они пишут, редактируют, рецензируют и публикуют. В будущем обучение сможет осуществляться путем формирования персональных цифровых наборов проектов. Любое обучение – процесс социальный. В прошлом люди узнавали, каким образом можно добиться желаемого эффекта, посредством бесед друг с другом в повседневной жизни. Мобильное обучение предоставляет учащимся свободу, нерегламентированное время и таким образом стимул учиться. Предоставляются способы познания и множественный интеллект. Мобильное обучение не определяет единственно правильного метода преподавания данного конкретного урока данному человеку. Однако оно увеличивает шансы на успех, предоставляя несколько возможных путей для обучения. Его кредо – сосредоточенность на учащемся, ориентированность на учащегося и одержимость учащимся.

Изменила ли техника что-либо в преподавании и обучении? При применении компьютеров в сфере образования в той или иной форме на протяжении более чем 30 лет существовала тенденция воспроизведения условий учебного класса дистанционно. Это виртуальные или онлайновые уроки, модули и проверочные вопросы. Фактически большинство новшеств имитируют те подходы, которые они заменяют. Однако большинство видов компьютеризированного обучения являлись отображением традиционного преподавания и обучения. В прошлом существовали технические проблемы в вопросах несовместимости - например, элемент обучающего программного обеспечения, не соответствующий целям пользователя и работе с аппаратным обеспечением. Но это не подавляло энтузиазма, за которым почти всегда следовало разочарование. Внедрение информационных технологий, включая Интернет и беспроводные сети, создает общую, удобную для пользователя и общедоступную платформу, которая практически избавлена от проблем совместимости. При Интернет-обучении и мобильном обучении в центр внимания ставится не только обеспечение доступа к информации и знаниям. Модель, ориентированная на преподавателя, постепенно заменяется моделью, ориентированной на ученика, и выходит за рамки только классного и дистанционного обучения, охватывая гораздо более обширную структуру онлайн-ресурсов. Фактически, сосредоточивая внимание на организации информации и используя средства (мобильное обучение и веб-сайты) для того, чтобы сделать эти знания доступными, мы имеем дело с управлением знаниями. Управление знаниями включает в себя способность собирать, архивировать, организовывать, оценивать и распространять информацию по всему учебному сообществу. При этом задействуется техническое оборудование, но успех зависит в основном от взаимодействия с человеком. При поиске учащимся какой-либо информации или суммы знаний центральным является человеческий компонент, то есть потребность в получении каких-либо знаний.

Учащиеся в учебном сообществе имеют прагматический подход и хотят изучать то, что им нужно для выполнения определенных заданий. У каждого ученика имеется свой персональный стиль или система предпочтений, каждый учится в своем собственном темпе. Не все учатся одинаково. Интерес к познанию нового может сильно различаться. Учащиеся предпочитают сами руководить своим обучением, а не подчиняться в этом вопросе преподавателю. Передача знаний в учебном сообществе в значительной степени является функцией качества и прочности личных отношений. Учащимся необходимо предоставлять возможности находить друг друга и общаться на регулярной основе. Люди учатся друг у друга чаще, чем у любых других источников, и это остается неизменным. Мобильное обучение выводит преподавание и обучение за пределы физических ограничений учебного класса и образовательных ресурсов. Управление знаниями приносит информацию и знания любому человеку в любом месте незамедлительно и в режиме реального времени. Совместно то и другое характеризуют мобильное обучение таким образом, что оно становится более приемлемым, и скорее частью культуры обучения, чем приложением к ней, что является ключевым фактором успеха мобильного обучения. В мобильном учебном сообществе, когда учащемуся необходима информация, он может получить ее путем совместной работы с другими учащимися. С этой точки зрения обучение представляет собой не столько получение новой информации, сколько контакты с людьми, которые помогают поместить эту информацию в контекст и предлагают новые пути ее осмысления. Этот социальный аспект является центральным в том, каким образом происходит обучение в мобильном учебном сообществе. Фактически это – центральное свойство образовательной культуры. Залог успеха заключается в сообществе, в котором люди делятся своим опытом. Обучение и приведение своих подходов в соответствие происходит не только путем получения фактов, но и путем получения необходимой информации от других. Попытка заменить сообщество техникой приведет к изоляции той общественной системы, которая ускоряет обучение. Наше обучение может стимулироваться бесчисленными достижениями техники, но в культуре, не допускающей обучения в контексте, технические средства ничего не добавляют. Техника не может полностью заменить собой культуру обучения. Она представляет собой всего лишь инструмент, применяемый в учебном сообществе. Использование технических средств не побуждает учиться больше, но является отражением того, насколько активной могла бы быть культура обучения. Таким образом, технология мобильного обучения является зеркалом культуры организации в отношении обучения, а не стимулом для ее преобразования.

Электронные средства связи вызвали сдвиг от основанного на местоположении сообщества к онлайновому учебному сообществу, где возникли новые онлайновые образы и личности. Велика вероятность того, что больше времени затрачивается на внутреннюю обработку информации, а не на взаимодействие в обстановке диалога. Однако каким же образом происходит построение сообщества в сетевых группах при отсутствии взаимодействия в диалоге? Возможно ли построение сообщества без этого? Каким образом закладывается основа сообщества, которое базируется на таких идеалах, как моральные принципы, цели, ответственность и нормы общественного поведения, при том, что люди не видят друг друга? Отсутствие взаимной поддержки и участия в группах подавляет дистанционное обучение. Впрочем, при применении простых гуманистических подходов, таких как обнаружение общих интересов, обсуждение личных вопросов и проявление гибкости со стороны преподавателей, впоследствии появится более эффективный опыт дистанционного обучения, который приведет к возникновению более сильного и жизнеспособного мобильного учебного сообщества.

 Изменения происходят непрерывно, существует постоянная необходимость предоставлять обучающимся образование и знания на уровне современных требований. Людям свойственно концентрировать внимание на постоянном усовершенствовании своих навыков, поэтому среда с комплексной программой мобильного обучения будет для них привлекательной. Экономическая эффективность мобильного обучения также немаловажна. При традиционном аудиторном обучении немалые средства затрачиваются на доставку учащихся к месту проведения занятий и обратно, отрыв от производственного процесса порой делает невозможным сам факт традиционного обучения, а при мобильном обучении значительная часть затрат сокращается. Мобильное обучение рассматривается как более поддающееся учету и измерению, так как благодаря ему предоставляется необходимое обучение именно тем людям, которым оно нужно, в максимально сжатые сроки, и выполняется измерение результатов, для того чтобы удостовериться в достижении поставленных целей. Однако было бы недальновидным полагать, что мобильное обучение заменит собой традиционное аудиторное обучение. В традиционном учебном классе люди имеют возможность знакомиться друг с другом и развивать отношения. Мобильная связь привела к смещению от привязанной к месту среды обучения к мобильной. В силу того, что больше времени затрачивается на самостоятельную обработку информации, а не на взаимодействие в условиях диалога, такое средство, естественно, подходит более интровертированным людям. Однако без взаимодействия в диалоге и наставничества мобильное обучение становится очень холодным и безличным. Учащимся необходима возможность обращаться к преподавателям и другим учащимся, чтобы задавать вопросы и получать указания. Требуется обеспечение идеальной обстановки, при которой учащиеся смогут выполнять некоторые части учебного курса посредством мобильного обучения, но в стратегически важные моменты собираться вместе в условиях учебного центра.

 

В самых лучших системах мобильного обучения должны применяться как педагогические, так и информационные подходы. Необходимо сосредоточить внимание и на информации, и на преподавании, и искать возможности внедрить концепцию управления знаниями. Технология является важным инструментом реализации мобильного обучения, но основные задачи, скорее всего, будут заключаться в информационных материалах, стратегии и трансформационных изменениях. В конечном счете, обучение – это деятельность, осуществляемая «от человека к человеку». Благодаря обучению люди получают знания, нужные им, когда в них возникает потребность. Не следует заменять традиционные учебные классы на мобильное обучение. Для максимизации педагогической эффективности мобильного обучения потребуется развитие новых навыков и методов. Знания - наиболее важный ресурс будущего социального и экономического развития. Дистанционное образование (в том числе мобильное обучение) является решением некоторых из проблем сегодняшнего образования. Оно представляет собой инновационное средство для нового поколения учащихся, которые могут самостоятельно ориентироваться в возрастающих сложностях нашего информационного общества. 

 

 

 

 

 

Пока еще нет комментариев