Государственная лицензия АБ № 13014226 от 11.09.2013г.
без ограничения срока действия
KK RU EN

Из нашего колледжа выходят самостоятельные, здоровые, востребованные личности, настоящие граждане и просто хорошие люди!

27-08-2020, 08:24 • просмотров - 87
ГРАФИК ВЫДАЧИ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ ПЕРВОГО КУРСА
подробнее
29-06-2020, 10:03 • просмотров - 252
ЗАЧИСЛЕНИЕ ПО СУММАРНОМУ БАЛЛУ ОЦЕНОК ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ И ПРОФИЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
подробнее
Архив >>
Тезисы методического доклада на тему «Сочетание традиционных и инновационных методов обучения для повышения интеллектуального уровня и развития самостоятельной работы студентов»
10-11-2015 10:10
Тезисы методического доклада на тему «Сочетание традиционных и инновационных  методов обучения для повышения интеллектуального уровня  и развития самостоятельной работы студентов»

Современный курс химии перегружен большим количеством новых для студентов понятий, требующих не простого запоминания, а понимания взаимосвязи между ними. Пробел в знаниях студентов даже одного из понятий приводит порой к полной невозможности восприятия и осмысления материала, снижению интереса к предмету химия, низкой мотивации обучения. Чтобы избежать этого, появилась необходимость сочетать традиционные и инновационные методы обучения, направленные на то, чтобы повысить интеллектуальный уровень студентов, нацелить в большей степени на самостоятельную работу, развивать логическое мышление, активизировать познавательную деятельность.

Интерес к предмету можно развивать, совершенствуя методы и формы работы. Поскольку урок - основная форма обучения, нельзя недооценивать его возможности в развитии познавательного интереса студентов. Стремясь сделать обучение более интересным, преподаватели все чаще стараются применять элементы разнообразных интересных для них технологий.  Использование   в учебном процессе новейших педагогических технологии на сегодня являются актуальной проблемой. Системное использование технологии обучение позволяет преподавателю переосмыслить цели образования, переориентировать свою профессиональную деятельность на достижение конечного результата каждого этапа урока каждым отдельно взятым студентом.

Если человека постоянно приучать усваивать знания и  умения в готовом виде, можно притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно. Чтобы избежать этого, преподаватель должен на первый план поставить задачу  научить студента мыслить. Для этого он должен  помочь ему в овладении мыслительными приемами. Один из способов - использовать на уроках задания не на воспроизведения материала, т.е. репродуктивного характера, а задания на развитие таких мыслительных операций как сравнение, анализ, синтез, обобщение - так называемых развивающих заданий.

Одним из традиционных  методов обучения химии является проведение уроков-практикумов. Полученные на лекционных занятиях теоретические знания закрепляются и применяются при выполнении лабораторных работ, в результате чего подвергаются более глубокому изучению. Как следствие, происходит практическая связь между теорией и реальными возможностями осущест­вления на практике полученных знаний, что и является целью этих занятий.

Известно, что в системе работы по восприятию и усвоению нового материала у обучаемых ши­рокое применение находит метод лабораторных работ. Лабораторная работа — это такой метод обучения, при котором обучаемые под ру­ководством преподавателя и по заранее намеченному плану выполняют определенные практические задания, и в процессе их выполнения воспринимают и осмысливают новый учебный материал.

Проведение лабораторных работ с целью осмысления нового учебного материала предполагает использование следующих методических приемов:

- постановка темы занятий и определение задач лабораторной работы;

- определение порядка лабораторной работы или отдельных ее этапов;

- непосредственное выполнение лабораторной работы студентами и контроль преподавателя за ходом занятий и соблюдением техники безопасности;

- подведение итогов лабораторной работы и формулирование основных выводов.

Лабораторные работы как метод обучения во многом носят исследовательский характер, и в этом смысле высоко оцениваются в дидактике. Они пробуждают у обучаемых интерес использовать добытые знания для решения практических и теоретических проблем.

В максимальной степени процесс мышления проявляется и развивается при использовании инновационного метода обучения как решение проблемных задач.

В своей практической деятельности стараюсь создавать оптимальные условия студентам  для развития их потенциальных возможностей, способности к  самообразованию, самореализации через внедрение проблемного обучения. Для разных этапов урока придумываю разные задания, чтобы вызывать интерес к поиску решения, создавать проблемную ситуацию.

Для создания проблемной ситуации на уроке я использую следующие методические приёмы:

– подвожу студентов к противоречию и предлагаю им самим найти способ его решения.

– сталкиваю противоречия в практической деятельности.

– излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос.

–побуждаю студентов делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты.

– ставлю проблемные задачи (например, с недостаточными, избыточными или заведомо ошибочными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с ограниченным временем решения).

Приведу несколько примеров создания проблемной ситуации.

Демонстрация или сообщение некоторых фактов, которые неизвестны студентам и требуют для объяснения дополнительной информации, побуждают к поиску новых знаний. Например, при изучении темы углеводы предлагаю объяснить, как отличить натуральный мёд от искусственного. Другой пример, при изучении свойств органических веществ, я прошу студентов ответить на следующий вопрос: «Почему запасы атмосферного кислорода остаются на постоянном уровне (21% по объёму), несмотря на огромный расход этого вещества в различных процессах (дыхание, горение)?»

Использование противоречия между изучаемыми фактами и имеющимися знаниями, на основе которых студенты высказывают неправильные суждения. Например, я задаю вопрос: «Может ли муравьиная кислота вступать в реакцию «серебряного зеркала»?». Студенты на основании предшествующего опыта отвечают отрицательно, и тогда я демонстрирую им образование тонкого слоя серебра на стенке пробирки.

Объяснение фактов на основе известной теории. Почему при электролизе карбоната калия на аноде выделяется кислород, а на катоде водород? Студенты должны ответить, пользуясь справочными таблицами.

Построение гипотезы на основе известной теории, а затем её проверка. Например, я задаю вопрос, будет ли анилин как ароматический амин проявлять общие свойства ароматических углеводородов? Студенты высказывают предположения, я ставлю эксперимент и даю теоретическое объяснение.

Ведущей особенностью технологии проблемного обучения является построение ее на основе единства гуманистического и технологического подходов к обучению. Особенностью также является создание методической системы проблемного обучения химии. Она сочетает гибкое управление учебно-познавательной деятельностью со стороны учителя и самоуправления за счет самоорганизации и рефлексии собственной деятельности, собственных достижений.

Важной положительной стороной данной методики является развивающий характер. Материал излагается более доказательно и поэтому убедительно. Студенты мыслят творчески, диалектически, приучаются к самостоятельной работе. Такое обучение более эмоционально, способствует повышению интереса к химии. Как известно, знания, добытые самостоятельно, всегда удерживаются сознанием дольше, чем полученные в готовом виде.

Таким образом, всё это позволило прийти к выводу, что проблемное обучение - это подлинно развивающее обучение, которое формирует творческие способности, продуктивное мышление, воображение, интерес к познанию.

 

 

Пока еще нет комментариев