Государственная лицензия АБ № 13014226 от 11.09.2013г.
без ограничения срока действия
KK RU EN

Из нашего колледжа выходят самостоятельные, здоровые, востребованные личности, настоящие граждане и просто хорошие люди!

02-12-2020, 11:59 • просмотров - 3
Конкурс рисунков и карикатур «Мы против коррупции!»
подробнее
26-11-2020, 04:42 • просмотров - 8
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ В ТУСУРе!!!
подробнее
Архив >>
Тезисы методического доклада на тему «Развитие логического мышления на занятиях физики»
10-11-2015 10:14
Тезисы методического доклада на тему «Развитие логического мышления на занятиях физики»

Никто не станет спорить, что логическое мышление  для человека, особенно, современного, крайне необходимо. Благодаря  логическим умственным процессам, мы можем делать анализ происходящих событий или задач, можем, наблюдая за объектом, сравнить его с подобным: увидеть сходство, различия и сделать какие-то выводы. Без логики не обходится ни одно решение.

Обучение не должно сводиться только к сообщению научных фактов, к отработке специальных навыков и умений. Оно призвано помогать развитию познавательных способностей ребенка, его интеллекта, культуры, логического мышления и, в конечном счете, должно быть направлено на формирование свободной личности[2].В ходе преподавания нужно вырабатывать понятийное мышление, формировать базовые интеллектуальные качества, такие, как, уровень общей культуры, кругозор, эрудиция, любознательность, критичность, дисциплинированность, самоконтроль и др. Жизненные успехи личности во многом зависят от уровня интеллекта во всех его значениях. Способность к логическому мышлению можно целенаправленно развивать и формировать. 
        Для этого студент должен освоить методы и приемы рационального мышления, вырабатывать у себя привычку к мыслительной деятельности, привычку не сдаваться перед трудной задачей, а упорно искать пути ее решения. Действительное развитие логического мышления возможно лишь при направленной напряженной мыслительной деятельности.[5] Для этого нужно включать элементы занимательности, игровые моменты, применять разнообразные методы и приемы занятий, подбирать задачи с интересным содержанием. На своих занятиях ,например, я использую следующие задания :

- Задание «Найди ошибки  на рисунке» - студентам предлагается рисунок или картинка, на которой допущены физические ошибки. Задача студентов – найти ошибки и исправить их.

- Задание «Вопросы по картинкам» - по картинке формулируется вопрос с физическим содержанием. Например, два фото – мальчик на берегу реки в безветренную и в ветреную погоду, причем показания термометра одинаковые. Вопрос – кому из мальчиков холоднее после купания?

- Задачи с «черным ящиком». Такие задачи развивают мышление, вооружают методом познания, поскольку, исследуя «чёрный ящик», студенты проходят все звенья научного поиска: накопление фактов, их анализ, выдвижение гипотезы, формулировка вывода. Например, известно, что в «чёрном ящике», из которого выведены три клеммы, имеются три резистора с сопротивлениями: 1 Ом, 1 Ом, 2 Ом. Как соединены эти резисторы? В распоряжении студентов — источник тока и амперметр. 

- Задачи, связанные с литературными персонажами, например, с именем знаменитого сыщика Шерлока Холмса. Такие задачи вызывают у студентов живой интерес и учат мыслить, опираясь на свои знания по физике. Решение их связано с какой-то идеей: её нужно вначале выдвинуть, а потом реализовать, при помощи цепочки рассуждений придя к выводу. Например, на столе перед гениальным сыщиком лежали изящные бусы. «Это фамильная ценность, — с гордостью сказала хозяйка Шерлоку Холмсу, — их я унаследовала от своей матери, матери их подарила бабушка. А сделал их хороший мастер так, что до сих пор остаётся загадкой, какая их множества одинаковых с виду янтарных бусинок сделана из смолы».— Пустяки, определить это несложно, — улыбаясь, сказал Шерлок Холмс. 
Как гениальный сыщик хотел найти пластмассовую бусинку-подделку? 

- Задача с ошибкой в решении. Приводится пример решения задачи, в решении которой намеренно допущена ошибка. Задача студента – найти ошибку в решении, используя свои знания по физике. Например, используя свои знания по теме "Соединения резисторов", студенты должны  найти ошибку в решении следующей задачи.В цепь, изображенную на рисунке, подано напряжение 7,2 В. Сопротивления всех резисторов одинаковы и равны 6 Ом. Найдите силу тока, идущего через источник.

- задание «Семь бед, один ответ» (по одноимённой телевизионной игре).  Называется семь подсказок, которые позволяют выяснить, о каком явлении идет речь. Например, при изучении теплопередачи рассматриваются следующие подсказки: 1) Бывает плохой и хорошей у разных веществ  2) Вакуум  3) «Греет ли шуба» 4)«Нахохлился, как воробей 5) Хорошая у металлов  6) Явление передачи внутренней энергии  7) Один из видов теплопередачи ( ответ: теплопроводность)

Критическое мышление – это мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем, с учетом. как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.[6] На занятиях использую некоторые элементы критического мышления[7], например,

- кластеры. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет студентам свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Студент записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых , в свою очередь, лучи расходятся далее и далее.

- синквейн ( пятистишие). Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк: в 1 строчке тема называется одним словом (обычно существительным), 2 строчка – это описание темы в двух словах( 2 прилагательными ), 3 – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами), 4 – это фраза , показывающая отношение к теме (одной фразой), 5 – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы(ассоциация). Например,

Температура
абсолютная критическая
увеличивается     зависит    влияет
Давление газа зависит от его абсолютной температуры.
состояние

- прием «Написание эссе». Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в аудитории после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

         Практикой доказана эффективность применения названных приемов для целенаправленного  развития и формирования логического мышления студентов.

Пока еще нет комментариев