Государственная лицензия АБ № 13014226 от 11.09.2013г.
без ограничения срока действия
KK RU EN

Из нашего колледжа выходят самостоятельные, здоровые, востребованные личности, настоящие граждане и просто хорошие люди!

09-12-2020, 04:02 • просмотров - 22
День открытых дверей КарТУ
подробнее
09-12-2020, 10:06 • просмотров - 50
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
подробнее
Архив >>
Обобщение педагогического опыта руководителя группы Завьяловой Н.Г. на тему «Развитие творческого потенциала личности как один из факторов профессионального роста студентов»
23-10-2019 15:35
Обобщение педагогического опыта руководителя группы Завьяловой Н.Г.  на тему «Развитие творческого потенциала личности как один из факторов профессионального роста студентов»

Творческий отчет

обобщение педагогического опыта руководителя группы Завьяловой Н.Г.

на тему «Развитие творческого потенциала личности как один из факторов профессионального роста студентов»

 

Образование:КарГУ им.Букетова – 1994г., химик, преподаватель,

Карагандинский фармацевтический институт – 1999г., инженер-технолог

Когда обучался на курсах повышения квалификации: март 2018г.

Индивидуальная тема самообразования:«Использование межпредметных связей со спецдисциплинами при изучении химии и микробиологии как один из факторов формирования конкурентоспособного специалиста»

Постановка проблемы

Почему так важна творческая активность для студента? Некоторые считают, что творчество необходимо только во внеучебной деятельности, для занятий спортом, танцами, КВН и т.д. Однако это только малая часть, где оно проявляется. Руководителя группы как преподавателя и человека практического интересует прежде всего учебная мотивация студентов. Проблема развития творческого потенциала личности относится к числу не только важнейших, но и сложнейших. Сложность ее обусловлена наличием большого числа разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. Эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы: 

1) природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности; 

2) все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей; 

3) зависимость развития творческих способностей от характера и структуры деятельности, в которую включена растущая личность. 

Главная цель работы: убедиться в том, что один из этапов в воспитательной работе - развитие творческого потенциала личности -  является компонентом профессионального роста студента.

Актуальность выбранной темы определяется необходимостью развития личности каждого студента с целью дальнейшей профессиональной деятельности.

В работе по повышению качества знаний и формировании активной жизненной позиции будущего специалиста существенная роль отводится внутренней мотивации – ориентации на собственные побуждения, стремления, характеризующиеся высокой степенью самостоятельности выбора, незначительным влиянием среды, общением, интересом к профессии; наличием способностей в этой области; влиянием учебы в колледже, семейных традиций, родителей; советы учителей, специалистов по профориентации, перспектива найти хорошую работу после окончания; престиж, желание получить диплом. А что такое, по сути, творчество, как не внутренняя мотивация?

С момента поступления на работу преподавателем химии в Карагандинский коммерческий колледж в 2003 году, я являюсь классным руководителем  студенческих групп. За этот период времени мною накоплен достаточный  опыт работы в воспитательной  сфере, которым я хотела бы поделиться. В феврале этого года я выпустила группу студентов, обучающихся по специальности: «Технология и организация производства продукции предприятий питания» (Тех15-1). Основой своей воспитательной работы  считаю создание в группе условий нормального воспитания и развития личности каждого студента. Это: гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса; демократические принципы и стиль общения между преподавателями и студентами; разумная дисциплина и порядок, как условия защищенности  в образовательном пространстве; возможность проявления студенческих инициатив и их поддержка со своей стороны.  Несмотря на то, что воспитательные функции в образовательном учреждении призваны выполнять все педагогические работники, основная роль в обеспечении целенаправленного воспитательного процесса принадлежит классному руководителю. Я уверена, что деятельность руководителя группы  должна иметь систематический  и планомерный характер, только тогда она будет эффективной. Причем, особое внимание следует уделять этапу адаптации студентов к обучению в новом коллективе и образовательной среде, как основе формирования коллектива группы. Опыт работы  подтвердил правоту моего мнения о том, что залогом успеха работы с каждым студентом и с группой в целом, является установление тесного контакта, в том числе и с родителями. И делать это нужно сразу, учитывая тот факт, что  период адаптации к новой учебно-воспитательной среде, есть не только у  студентов, но и у их родителей.  Уверена, что куратор  с первых дней пребывания в учебном заведении должен быть для студента «палочкой – выручалочкой» и  не устает повторять своим студентам первокурсникам: «Куратор нужен для того, чтобы студент был счастлив. Если ты не знаешь, на каком этаже кабинет или столовая – спроси классного руководителя. Не знаешь, в какой аудитории занятия – спроси классного руководителя. Не знаешь, как зовут преподавателя – спроси классного руководителя. Если ты не знаешь, как писать объяснительную записку или заявление - спроси классного руководителя. Если у тебя трудности в учебе – говори об этом с классным руководителем». Уже много лет в своей работе я  использую технологию «ППП» - помощь, поддержка, продвижение. Взаимопомощь, ответственность, работоспособность - вот к чему стремлюсь и чему пытаюсь научить студентов, с которыми работаю.  

Прежде всего, стремлюсь выполнять главные функции классного руководителя:

  • своевременно информирую студентов об итогах успеваемости, внеклассных мероприятиях, культурно – массовых мероприятиях и т.д.; 
  • контролирую успеваемость и посещение занятий студентами группы;
  • осуществляю выявление учебных и творческих интересов студентов,  привлечение студентов к самостоятельной учебной и исследовательской работе;
  • содействую в разрешении конфликтных ситуаций студентов (в группе, с преподавателями, с администрацией);
  • способствую социальной адаптации студентов (выявление социальных проблем студентов, вовлечение в студенческую жизнь); 
  • поддерживаю контакты с родителями или родственниками студентов по мере необходимости (проблемы успеваемости, дисциплины).

В своей модели поведения со студентами  придерживаюсь ряда принципов:

1. Умей признавать свои ошибки (и уж тем более старайся не повторять их);

2. Не бойся ошибок - на ошибках учатся;

3. Откажись от идеи превосходства, желания залезть в душу студента и принуждать его к откровенности, умей выслушать студента;

4. Старайся видеть успехи студентов и радоваться каждому из них;

5. Принимай студента таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, ведь и ты не идеал;  

6. Всегда нужно найти то, за что похвалить;

7. Постарайся общаться и сотрудничать со студентами, как можно больше; 

8. Не делай ничего за студента, а делай вместе с ним; 

9. Умей выслушать и услышать каждый ответ студента. 

10. Не читай много нотаций - все равно не поможет;

11. Поручай студентам такие дела, в которых они видели бы результаты своей деятельности;

12. Не выбирай себе любимчиков.

Первые встречи со студентами  посвящаю знакомству, выбору актива и ознакомлению студентов с основными нормативными документами,  действующими в колледже, стараюсь  способствовать адаптации студентов в группе, постоянно оказываю помощь активу группы (как в планировании, так и в работе). Обязательно провожу собрания в группе по итогам ежемесячных аттестаций и сессий, при этом делая акцент не только на отстающих студентах, но и на успевающих на «хорошо» и « отлично».  Ежедневно контролирую посещаемость, сразу же  провожу индивидуальную беседу с каждым прогульщиком с целью выявления причин, стараясь мгновенно реагировать на все замечания преподавателей.  Организую групповые мероприятия: классные часы, экскурсии, походы в театр, кино,  чаепития, и т.п. Большое внимание уделяю индивидуальной  работе со студентами группы, а также  и их родителями. Активно привлекаю студентов к творческой деятельности, участию в конференциях, конкурсах. Я абсолютно уверена в том, что одним из важнейших факторов, влияющих на  показатель успешности  работы классного руководителя с группой, являются регулярные встречи со студентами. И это действительно так, ведь на расстоянии невозможно найти точки соприкосновения, узнать друг друга, выяснить проблемы и обсудить возможные пути их решения, подобрать стиль общения с группой в целом, а также с каждым студентом по отдельности. Необычайно важно это в период адаптации, когда члены вновь сформированного коллектива только начинают вырабатывать модель поведения и общения (как между собой, так и с куратором, преподавателями, администрацией учебного заведения). В этот период встречаюсь со своими подопечными несколько раз в день, контролирую их на каждой паре.  Позже такая необходимость пропадает, но до конца обучения  провожу ежедневную проверку посещаемости занятий, каждый раз меняя время. У меня установлена теснейшая связь со старостой группы, который также контролирует посещение занятий. В случае выявления отсутствия на паре какого либо студента, я выясняю причину, позвонив сначала самому студенту, а затем родителям (если студент не ответил на звонок, или причина, озвученная им, показалась недостаточно убедительной). В целом, общение со студентами группы происходит ежедневно. Классные часы в группе проводятся регулярно. Один раз в месяц в группе проходит собрание по подведению итогов успеваемости (помесячной аттестации)  и посещаемости занятий.

Без сомнения, для любого классного руководителя результаты успеваемости студентов являются одним из главных направлений его работы. Опыт показывает, что огромное значение в этом имеет тот базовый  багаж знаний, с которым ребенок вышел из школы и поступил в  учебное заведение. Конечно же, у студентов со слабой школьной подготовкой (таких, к сожалению, в моей группе Тех 15-1, большинство) трудностей возникает гораздо больше, и они требуют к себе повышенного внимания и со стороны преподавателей, и со стороны классного руководителя. Причём,  при первом анкетировании только 29% студентов группы указали на то, что выбор специальности был ими сделан осознанно. Остальные студенты указали, в основном, что пришли учиться в колледж по данной специальности по настоянию родителей или их просто не взяли в 10 класс. Поэтому большое внимание в воспитательной работе в группе я уделяла именно повышению интереса к будущей профессии.

В связи с тем, что я  всегда стремлюсь  сохранить контингент группы,  я систематически работаю с отстающими студентами, организую взаимопомощь внутри группы, контролирую посещение дополнительных занятий и консультаций, взаимодействую с родителями и преподавателями.  Студенты моих групп  знают, что вопрос посещаемости – на постоянном серьёзном контроле у классного руководителя,  что между родителями и куратором налажен тесный контакт, что всё тайное обязательно станет явным. Однако, при этом классный руководитель должен быть  для студента не цербером, а авторитетным и важным помощником, советчиком. Я также посещаю уроки в группе, особенно часто на первом и втором курсе, реже на третьем, прислушиваюсь и реагирую на все замечания педагогов. Без сомнения, такая деятельность  дает результат. Из группы Тех 15-1 из-за неуспеваемости были отчислены два студента – Колпаков А. и Дьякова А.

Классный руководитель планирует и осуществляет воспитательный процесс в курируемой им группе с учетом плана воспитательной работы колледжа.     При планировании своей работы со студенческим коллективом, я достаточно много времени уделяю  трудовому и  профессиональному воспитанию, а также развитию творческих способностей личности.  Темы для классных часов подбираются разнообразные, с тем расчетом, чтобы охватить все направления воспитательной работы.

Приведу примеры некоторых тем классных часов, проведенных мной в группе Тех 15-1: 

Гражданско-патриотическое воспитание – «Я – патриот своей страны!» «Каким я вижу свое будущее?», «Казахстан - родная земля, Казахстан  - Родина моя», «Я горжусь соей страной!». Духовно-нравственное воспитание – «Человек – это звучит гордо!», «Толерантность – путь к миру и согласию», «Навыки жизни счастливого человека».  Физкультурно-оздоровительное воспитание – «Быть здоровым – это модно», «Хищные вещи 21 века». Трудовое и профессиональное воспитание – «Правильный  выбор профессии  делает  человека счастливым», «Профессиональная этика и личностно-профессиональный рост», « Что меня привлекает в моей  будущей профессии».  Правовое воспитание - «Я и другие. Общение и конфликт», «Закон един для всех».

Помимо проведения соответствующих классных часов и бесед, участия в общеколледжских мероприятиях, я показывала значимость своей основной дисциплины «Химия» в профессии технолога не только на уроках, но и при проведении факультатива «Практикум решения задач», вводя в него элементы элективного курса «Химия в профессии технолога». При изучении спецдисциплин «Физическая и коллоидная химия», «Аналитическая химия, «Основы микробиологии, физиологии питания и санитарии» я на каждом уроке старалась дать не только знания по данным предметам, но проводила параллельно и воспитательную работу,  направленную, прежде всего, именно на повышение интереса к будущей специальности. Для этого я использовала различные творческие задания, разработку мини-проектов, командные формы работы. Студенты моей группы ежегодно принимали участие и в технологическом вечере. На первом курсе  работы студентов моей группы заняли два первых места, на втором курсе – одно первое и одно второе. В командных соревнованиях на технологическом вечере заняли почётное третье место. На технологический вечер командой группы было подготовлено приветствие в стихотворной форме, автором которого был студент моей группы Янгалышев Рафаэль. Помимо этого, мы сообща творчески подошли к оформлению стола в стиле «Прованс», за что получили высокие баллы от жюри. Также ежегодно студенты принимали участие во встречах с интересными людьми, работающими в сфере обслуживания населения. Помимо этого, несколько студентов помогали нашим преподавателям, проводя профориентационную работу.

Как классный руководитель, стараюсь сформировать у студента позитивные ценностные отношения к обществу, учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам и оказать семье студента  помощь в воспитании. Для реализации этих задач традиционно использую следующие методы и формы: беседа; наблюдение; тестирование; анкетирование; анализ; диагностика, консультирование; индивидуальная и  групповая работа.

Бывает, что студентам  нужна помощь в разрешении конфликта, возникшего с родителями или другими членами семьи. Это также не должно оставаться без внимания классного руководителя. Не раз убедилась в том, что иногда (для оказания своевременной помощи) достаточно беседы. При этом  нельзя забывать, что часто (в решении той или иной сложной проблемы) педагог может получить помощь непосредственно от родителей студентов. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для куратора. Родители получают реальное представление о делах и поведении студента, а классный руководитель – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого студента. Обменявшись информацией, обе стороны, как правило, приходят к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.  Как правило, больше всего проблем различного характера  возникает  у студентов с асоциальным поведением, выявление которых является первоочередной задачей классного руководителя. Здесь необходимо проведение индивидуальной воспитательной работы. 

Заключение

 

В заключении я хочу привести лаконичную формулу профессионального успеха руководителя  группы, состоящую из одиннадцати шагов:

1. Путешествие гораздо увлекательнее, если вам известно, куда вы направляетесь (точно определите вашу цель).

2. Раскрывайте свой потенциал.

3. Помогайте другим людям.

4. Создавайте климат, способствующий развитию себя и своих студентов.

5. Ищите людей, занимающихся саморазвитием.

6. Постройте с ними позитивные отношения.

7. Не бойтесь преодолевать препятствия.

8. Используйте неудачу как трамплин к успеху. Вспомните крылатые выражения: «Отрицательный результат тоже результат, на котором умный и практичный человек учится»; «Учитесь на своих или – лучше – чужих ошибках, а не наступайте на одни и те же грабли».

9. Одобрение со стороны окружающих ненадежно и переменчиво, закаляйте характер.

10. Смотрите на жизнь масштабно.

11. Сохраняйте жажду успеха.

Мне кажется, что эти шаги могут использовать и наши студенты для реализации себя в профессиональной сфере.

Итоговое анкетирование студентов моей группы по окончанию четвёртого курса показало, что 18 человек из 24,планируют работать по специальности. Несколько человек уже работают на постоянной основе. Причем, девушек в большей степени привлекает кулинария, особенно оформление кондитерских изделий, где в полной мере можно продемонстрировать своё творчество.

Таким образом, деятельность руководителя группы  представляет собой целенаправленный педагогический процесс, осуществляемый на основе личностно- ориентированного подхода к студентам, результатом которого может быть и профессиональная востребованность на рынке труда.