Государственная лицензия АБ № 13014226 от 11.09.2013г.
без ограничения срока действия
KK RU EN

Из нашего колледжа выходят самостоятельные, здоровые, востребованные личности, настоящие граждане и просто хорошие люди!

09-12-2020, 04:02 • просмотров - 22
День открытых дверей КарТУ
подробнее
09-12-2020, 10:06 • просмотров - 50
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
подробнее
Архив >>
Обобщение педагогического опыта руководителя группы Мишиевой Т. А. на тему «Работа с активом группы и родителями»
18-11-2020 13:36
Обобщение педагогического опыта руководителя группы Мишиевой Т. А. на тему «Работа с активом группы и родителями»

Обобщение педагогического опыта руководителя группы Мишиевой Т. А. на тему «Работа с активом группы и родителями»

 «Воспитание – великое дело: 

им решается судьба человека»

А.Белинский

 

«Чтобы воспитать другого,

мы должны воспитать, прежде всего, себя»

Н. В. Гоголь

 

«Только вместе с родителями, общими усилиями,

учителя могут дать детям больше

человеческого счастья»

В.Сухомлинский

 

В последние годы главным требованием к руководителю группы и его важнейшей задачей является организация системной работы с коллективом группы, каждым студентом, а главное умелой работой с активом группы.

Руководитель группы колледжа в современных условиях – это человек творчества, который решает проблемы обучения и воспитания.

Руководитель группы многофункционален, ему приходится выполнять множество задач; а порой решать сложные психологические проблемы, связанные с гуманизацией отношений между студентами в коллективе, формированием нравстенных смыслов и духовных ориентиров, осуществлять творческую, личностно и общественно значимую деятельность, налаживать систему самоуправления и самовоспитания студентов.

Эта работа энергоёмкая, энергозатратная, сложная и требует постоянной самоотдачи и самосовершенствования.

Как руководителю группы мне бывает очень сложно перейти от разнообразных форм и направлений воспитательной работы к системной, эффективной деятельности по формированию сплоченного, деятельного коллектива группы и его актива.

В этом мне помогает педагогический опыт, знание основ психологии, но в большей степени внутренняя интуиция.

Моя работа с группой начинается с диагностической деятельности, т.е. анализа личных дел студентов, их аттестатов, сведений о родителях, личных интересов.

Второй этап – это проведение тренингов и небольшое анкетирование, чтобы правильно опеределить интересы, способности, желания студентов, чтобы в нашем учебном заведении они чувствовали себя уютно и комфортно.

После проведенной диагностики я стараюсь выявить лидера, а затем даю возможность этим студентам проявить себя в общественной работе группы, «испытать» себя в роли старосты, чтобы выявить настоящего и умелого лидера группы.

На протяжении нескольких лет, моя интуиция меня не подводила, т.е. смена актива группы у меня не происходила, все мои старосты были моими реальными помощниками, это Коренькова Ирина, Роговенко Валентина, Алешков Артем. И это не полный список.

Особо хотелось бы отметить Алешкова Артема (Вт-16), который с достоинством и честью выполнял обязанности старосты. Самоуправление в группе было на достойном уровне, многие вопросы решались быстро и оперативно, без какого-либо вмешательства руководителя группы.

Я полагаю, что многое зависит от старосты, его авторитет значит многое для студентов группы и их совместной работы. Поэтому самое трудное – это правильно сделать выбор старосты.

Староста группы – это первый кирпичик для формирования системы воспитательной работы группы и составления воспитательной программы для руководителя группы.

Но, тем не менее, только личностных качеств кандидата недостаточно. Необходимо добиться полного взаимопонимания с руководителем группы и безусловного принятия всех действующих в учебном заведении нормативных актов. Это потом, творчески переосмыслив имеющиеся правила, староста может вносить предложения по внесению коррективов в работу. А на начальном этапе – моя задача способствовать полному принятию традиционно сложившихся в колледже приоритетов.

Воспитание достойного актива группы – эта работа довольно энергозатратная и требует постоянной самоотдачи и самосовершенствования самого педагога.

Руководителю группы необходимо самому быть образцом во всех своих делах и поступках, чтобы требовать таких же качеств от своих воспитанников.

Эффективная работа руководителя группы немыслима без тесной связи с родителями.

Должна сказать, что это приносит хорошие плоды в воспитании и образовании студентов, для которых мнение родителей очень важный фактор.

В.А. Сухомлинский говорил: «Только вместе с родителями, общими усилиями учителя могут дать воспитанникам большое человеческое счастье».

За годы работы с родителями студентов у нас не возникало разногласий или недопонимания, все вопросы решались эффективно и оперативно, строились на доверии и толерантности.

Роговенко Ирина Викторовна, Алешкова Наталья Вячеславовна, Сорокина Елена Владимировна  - мои единомышленники и верные помощники, которые всегда были рядом со мной, их советы помогали мне в воспитательной работе, их мнение определяло мою дальнейшую работу.

В группе ВТ-16 мы проводили классные часы по сплочению коллектива, воспитанию духовности и нравственности, человеческих ценностей, самосовершенствованию и самоопределению, ответственности и стремлению к созиданию. Так, классный час «Доброта в нас и вокруг нас» вызвал бурю эмоций, споров и рассуждений о смысле добра и зла, истинных человеческих качеств.

Большое внимание мы вместе с активом группы уделяем планированию работы группы. На начало года обсуждается план работы на семестр и год. Темы классных часов и бесед. Учитывается мнение каждого студента группы. Конечно, это сложно: их так много, они такие разные, круг интересов совпадает не у всех. Но мы стараемся найти компромисс.

Трудно работать в тандеме с активом, не сформировав общего мнения по фундаментальным вопросам. В моей практике такого не было. Стараюсь всегда учитывать мнение группы (особенно актива, так как он – всегда авторитет для остальных студентов). Иногда решение вырабатывается в спорах и дискуссиях. Но, в конечном итоге, принимается решение, полезное для всех остальных членов нашего коллектива.

Бесспорно, истина, что детей надо любить. Но мне в ней видится какая-то небольшая фальшь. Всех любить нельзя, особенно незнакомых – мало ли кто попал ко мне в группу? Я же их не выбираю. Гораздо важнее для педагога – уважать каждого своего ученика, уважать его право быть таким, какой он есть. Безусловно, все время пребывания его в колледже я буду стараться привить ему здоровые приоритеты, дать ему то, чего он не получил раньше в семье, школе, других коллективах. Но выбор оставляю ему. И это не рискованно. Как бы ни сопротивлялся кто-то, первые месяцы обучения, как бы ни пытался выделиться и навязать коллективу ошибочную позицию, в конечном итоге, он все равно выберет верный путь. Нужно просто проявить терпение и дать ему время, чтобы к верной мысли он пришел «сам».

Для того чтобы эта работа получилась, необходимо как можно больше знать о каждом: душевное состояние, психологический настрой, домашние проблемы и т.д. А затем все проанализировать, найти алгоритм воздействия на каждого и пользоваться им кропотливо и ежедневно. А вот путей воздействия – бесконечное множество.

Группа Вт-16 работоспособная, дисциплинированная группа. То, что в группе 3 отличника и 11 хорошистов говорит о том, что успеваемость на протяжении всех лет обучения довольно высокая,  хорошо ребята показывают себя и на практическом обучении.

 Так, успеваемость за все годы обучения  составила:

 

 

Средний балл

% качества

Успеваемость

Посещаемость

1 курс

4,0

76,5

100

98,4

2 курс

4,3

88,2

100

97,9

3 курс

4,2

79,2

100

99,6

4 курс

4,8

88,7

100

984

 

Как видно из таблицы на протяжении 4-х лет обучения успеваемость остается стабильной.

 

Iкурс

1 отличник

6 хорошистов

IIкурс

3 отличника

11 хорошистов

IIIкурс

4 отличника

11 хорошистов

IVкурс

3 отличника

11 хорошистов

 

Отсев составляет:

 

 

1 курс

3 человека

2 курс

1 человек

3 курс

нет

4 курс

нет

 

 

Это показывает плодотворную и трудоемкую работу актива группы.

Глубокие знания студенты группы показали и на деловой игре по специальности «Моя профессия – мой выбор», где студенты показали навыки коллективного принятия решений и умение вместе решать проблемы и задачи. Группа заняла почетное II-место.

Бухтояров Д., Ермакова Е., Ли Д., Рыбалкин К., Югай К. показали креативные методы и глубокие знания специальности.

Давыдова Дениса и Салахутдинова Камиля рекомендовала для участия в конкурсе «WorldSkills». На протяжении последних лет обучения группа занимала IIи IIIместа как «Лучшая группа колледжа». Это результат работы старосты группы Алешкова А., актива группы Сорокина И., Акшалова А, Бухтоярова Д, Давыдова Д., которые создали в группе дружескую, творческую и комфортную атмосферу для успеваемости и созидательной деятельности.

Обучение актива начинается с первых дней пребывания в колледже. Эту работу веду внутри группы. Помогает также обучение актива, которое проводит зам. директора по воспитательной работе Аханова А.Ж. Такие занятия помогают студентам интересно и грамотно проводить классные часы в группе, стать настоящими лидерами.

Работая в колледже не первый год, могу сказать, что работа с активом групп в масштабе колледжа проводится на высоком, а главное, действенном уровне. Заместитель директора по воспитательной работе постоянно дает рекомендации по улучшению работы группы, ее актива, предлагает богатый материал для проведения классных часов и бесед, в сложных ситуациях всегда приходит в группу для оказания психологической и практической помощи. Думаю, что руководители групп имеют достаточный материал для работы с активом. Просто нужно его систематически использовать. Это, как в мультфильме про Паровозик из Ромашково: «Опоздав на встречу рассвета, ты опоздаешь на всю жизнь…» Упустив что-то «На рассвете» - впервые дни учебы – можно опоздать на всю жизнь.

Главный мой слоган в воспитательной работе это: «Группа – это семья, где все нужны друг другу, где нет деления на хороших и плохих».

И если это работает и дает хороший результат, значит я чего-то добилась на этом поприще, и хоть, как известно, руководителю группы очень трудно бывает «в течении жизни повседневной вершить так много славных дел», при умелой организации можно многого достичь в воспитании таких разных и так горячо любимых моих студентов.

Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывают все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги.

(А.С. Макаренко)